Бережливый стартап

Бережливый стартап

Каждый день в мире появляются десятки стартапов. И в этот же день десятки других уходят с арены. Одни проекты «выстреливают» и стремительно набирают популярность и последователей, другие расширяются до определенной стадии и превращаются в «зомби», третьи и вовсе умирают, не успев окончательно оформиться. Но все стартаперы сходятся в одном – дл развития проекта нужен стартовый капитал. Пути его получения самые разные: собственные накопления, семья, друзья, кредиты, фонды и инвестиции.

12 августа 2016

И так было до 2011 года, пока американский предприниматель Эрик Рис не ввел понятие «бережливого стартапа», выпустив книгу о ведении бизнеса. Его творение «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup» практически сразу стало бестселлером и привлекло множество поклонников и единомышленников. Почему?

Особенности ведения бизнеса в стиле Lean Startup

Популярность методики можно объяснить уже ее названием «Бережливый стартап». Оказалось, что запускать проекты можно с минимумом затрат и при серьезном научном подходе. Ведь даже проекты с большим бюджетом нередко терпят крах. И вообще, по статистике, этой печальной участи подвержены три четверти стартапов. Так зачем платить больше?

Рис уверен, что для стартапов не годится традиционный подход, ведь это проекты, которые изначально развиваются в другой среде и в совершенно другом ритме. Автор книги уверен, что стартап, для увеличения своих шансов на успех, должен на стадии запуска оставаться гибким и открытым для оперативного внесения изменений.

По версии Риса многие подающие надежды проекты проваливались по причине:

  • Классические методы ведения бизнеса (глубокое исследование рынка, разработка стратегии, бизнес-планирование, многочисленные расчеты)
  • Полный отход от любых бизнес-инструментов и пускание процессов на самотек – выгорит или нет.  

Подход американца так понравился стартаперам, что за последние 5 лет у этого движения появилось множество сторонников.

На каких принципах базируется «бережливый стартап»?

  • Канва бизнес-модели. Это схема из 9 блоков, которая позволяет четко прописать весь проект, найти сильные и слабые стороны, выявить векторы роста.
  • Развитие клиентов. В данном случае – получение обратной связи от целевой аудитории. Так сказать, изучение мира «за пределами офиса».
  • Методика гибкой разработки продукта. То есть, создается базовый продукт, затем тестируется и дополняется исходя из требований клиентов.

Выпуск уже полностью готового продукта может оказаться провальным. В то время как запуск для отработки потребителями базовой версии даст понимание, что нужно исправить, чем дополнить, а что и вовсе убрать.

 

Бережливый стартап Эрик Рис

Бизнес-план. В стартапах обычно происходит так – пишется бизнес-план, в который вкладываются примерные расчеты. Ведь нельзя точно предугадать, как поведет себя тот или иной продукт на рынке и как его примет аудитория. С планом выходят к инвесторам, те вкладывают деньги, продукт создается, а затем уже отдел продаж пытается его, собственно, продать потребителям. И впоследствии может оказаться, что разработчики потратили несколько месяцев или даже лет на создание того, что не нужно людям.

Рис уверен, что можно научиться успешному созданию стартапов. Нужно только тщательно следовать определенным правилам.

Суть LeanStartup – постоянное создание инноваций. То есть, выпуск еще сырого продукта на суд общественности и постоянная его доработка с учетом пожеланий потребителей. Постоянное тестирование новых функций и фич, исправление багов. Рис считает, что стартапам необходима особенная система менеджмента, которая помогает продвигать  продукт в условиях неопределенности. А именно в таких условиях и развивается стартап.

Эрик Рис выработал концепцию «создать-оценить-научиться». В ее основе создание продукта, оценка его жизнеспособности опытным путем, а затем выбор – идти этой дорогой или прокладывать другую. Американский предприниматель сравнивает создание стартапа с управлением авто, где всегда легко изменить курс поворотом руля. С другой стороны, традиционный подход он относит к монументальному запуску ракеты, когда все возможные нюансы просчитываются слишком заранее.

Подход Риса строится на постоянных экспериментах – поэтапное создание продукта после проверки предыдущей версии на потребителях. Это существенно уменьшает затраты на производство и делает такого рода предпринимательство более доступным для энтузиастов, у которых есть интересные идеи, но нет стартового капитала.

Вопрос, которым каждый стартапер должен задаться в самом начале пути, это не «Можно ли создать такой продукт?», а «Нужен ли вообще этот продукт потребителям?».

Подводные камни бережливости

Есть, правда, и у этого нового течения свои нюансы. Стоит понимать, что такой подход подойдет далеко не каждой сфере. Эрик Рис разрабатывал свою концепцию в среде технологических стартапов Кремниевой долины. Но есть области, где постепенная доработка продукта попросту невозможна.

Например, медицина. Здесь нельзя выпускать сырой продукт, поскольку это может повлиять на здоровье или жизнь пациентов. Нельзя выпускать инновационный протез с не до конца отработанными схемами действия. Нельзя выпускать новое лекарство, не доработав его полностью. Также это касается и серьезных финансовых компаний. Там такой подход может стоить крупных потерь.

Само собой, пришло время, когда нужно менять традиционные подходы, которые перестают работать. Но, с другой стороны, новые методики нужно применять с умом и только там, где это уместно.

Автор: Мария Амурова

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.