«Форсайт-флот 2013»: прогноз развития образования

«Форсайт-флот 2013»: прогноз развития образования

Вторая часть репортажа с борта «Форсайт-флотилии», о перспективах развития образования, на основе которых можно представить общее направление отрасли и найти идеи для своих проектов.

9 августа 2013

Первая часть из серии отчётов: цели проекта и что такое метод форсайта.

Вторая часть: о перспективах развития образования.

Третья часть: работа со стартапами.

Четвёртая часть: стартапы, часть вторая.

Заключительная часть из серии отчётов: итоги.

Наверное, основное впечатление от первых дней программы можно выразить двумя словами: «взрыв мозга». Одновременно проходит несколько мероприятий на двух теплоходах, и хочется успеть прослушать если не всё, то многое.

Лекции, круглые столы, общение с менторами, экспертами, работа с форсайтами – это неполный перечень активностей, происходящих на борту. А если добавить, что программа начинается в 10 часов утра, после завтрака и психофизических практик (с 7:00 ), а заканчивается всё за полночь, можно представить темп жизни теплоходов.

Да и новичку сначала необходимо понять и прочувствовать сам метод форсайта. Но постепенно то, что в начале кажется хаосом, начинает выстраиваться в стройную систему, которая по замыслу организаторов должна привести к эффекту «переворота в мозгу», т.е. полному переосмыслению своих стартап-проектов или же направлений развития своей отрасли.

День третий: Кижи, Петрозаводск

Если накануне нам объяснили, что такое метод форсайта и даже сделали пробную игру на основе готовой карты будущего, то сегодня началась активная работа с построением форсайтов в областях образования, превентивной медицины, городской среды.

Напомню, результат этой работы должен вылиться в дорожную карту развития отраслей, а на её основании будут сформированы инициативы, которые планируют подать на рассмотрение правительству Российской Федерации.

Так что работа предстоит серьёзная, не на один день. А после окончания форсайт-сессии начнётся совместное обсуждение её результатов. Но до этого на «Маяковском» Павел Лукша, а на «Короткове» Дмитрий Песков сделали доклады о результатах форсайтов образования и компетенций, полученных на основании нескольких сессий.

Я приведу основную часть доклада о перспективах развития образования, который сделал Павел Лукша, директор по реализации образовательных программ Московской школы управления Сколково.

«Форсайт-флот 2013»: прогноз развития образования

Сразу оговорюсь: конечно, можно скептически относиться к достоверности такого рода прогнозов. Как заметили некоторые слушатели, в данном случае не учитывались негативные тренды, например, нежелание личностей и государственных органов менять привычную систему обучения.

Но в целом представить общее направление развития отрасли и найти идеи для своих проектов вполне возможно.

Систему образования в России нужно менять

Основными вызовами, задающими необходимость поиска новой модели, являются:

Интернет и цифровые технологии.

Технологические стартапы в образовании. Они приходят не из системы образования и часто для себя воспринимают тему образования как новую моду.

Гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей. Со стороны экономики идёт всё большее давление на систему образования с запросом на прагматику. Имеется ввиду, что это – ресурс и он может дать конкурентную позицию, поэтому нужно новое содержание и новые форматы подготовки.

Образование становится активом в чисто финансовом смысле. Появляются модели инвестирования в других людей, и это новый огромный рынок, который сейчас будет активно развиваться. И для этого уже появляется много решений.

Как следует рассматривать образование

Считается, что образование нужно рассматривать в полноте человеческой жизни от рождения (а может и раньше) и до конца жизни. И учитывать как прагматическую сторону (т.е. цели и задачи, которые приходят из экономики), так и личность человека.

А это ставит перед нами проблему о том, что образование – это сложносочиненная институция, в которой взаимодействует много разных социальных позиций и заказчиков, а именно бизнес, государство, различные сообщества, семья и, в какие-то этапы жизни, сам человек.

Что будет влиять на развитие образования

Информационно-коммуникационные технологии. Практики, которые приходят из медицины и бизнеса, в том числе использование мониторов биологического состояния (нейроинтерфейсов) и тех образовательных практик, которые могут быть построены на их основе.

Финансовые инвестиции.

Кроме того, существует ещё несколько факторов, которые будут изменять ландшафт образования в мире и в России в частности. Первый из них – это небольшие MOOC (многопользовательские онлайн курсы). Это новый шаг в глобализации образования, но они не несут потенциальную угрозу сложившийся системе.

Следующий фактор – MOOC, которые могут предоставить качество образования существенно превышающее обучение в университете. Они ищут методические приёмы, которые помогают лучше донести знания учащимся. Такие MOOC станут реальными конкурентами университетов.

Речь идет о таких проектах, как Coursera – первоначально созданная для студентов Стэндфордского университета, она сейчас превратилась в платформу, на которой есть курсы на восьми языках. Кстати, даже в англоязычной версии русскоязычная аудитория составляла вторую по многочисленности группу этого сайта.

В ближайшие годы многопользовательские онлайн курсы станут основными конкурентами университетов внутри стран. Особенно там, где качество образования «недотягивает».

Отсюда мы выходим в ситуацию, которую условно можно назвать образовательный империализм. С полным игнорированием национальной специфики приходят вот такие транснациональные решения.

И возможный ответ на эту тенденцию – образовательный суверенитет. Решение о том, что мы будем закрываться, будет принято такое решение или нет – это одна из самых больших развилок в том, что далее будет происходить с образовательной системой в ближайшие 10 лет.

Следующая тенденция – индивидуализация образования. Это самый базовый запрос с древнейших времен, но она очень дорого стоила. С развитием технологий появилась возможность делать это дёшево.

Появляется модель инвестиций в другого человека. Один из первых шагов в этом направлении – это стартап Upstart, на котором можно дать другому человеку деньги на некоторые его цели, и одна з таких целей — образование. Когда человек достигает определённого уровня дохода, он начинает платить своему инвестору. Это как Kickstarter, только инвестиции в человека. Это может стать устойчивой моделью взаимоотношений.

Следующий запрос – на прозрачность образования, понимание, в какого человека вкладываться и какой эффект дадут ему те или иные курсы, образовательные институции и др.

И тут следующий момент – это самоуправление человека, он сам себе выбирает нужную образовательно-карьерную траекторию, а технологическая среда обеспечивает всеми необходимыми решениями.

Сначала это могут быть библиотеки онлайн-курсов, затем менторские сети, далее полуавтоматические сети (искусственные наставники, которые дают рекомендации) и на выходе – персональный наставник в виде искусственного интеллекта, который каждому человеку простраивает его траекторию от самого раннего возраста до глубокой старости. Это одна из возможностей.

Кооперативность, будут ценны команды. Отсюда особая ветка образования будет связана с поддержанием этого фактора.

В каком виде это всё может быть реализовано?

Есть гипотеза, что таких форм будет две.

Проектность – это для ответственных взрослых людей, т.е. создание проектов про какие-то проблемы мира.

Но есть более широкое пространство – это игра. Активное развитие технологий, связанных с виртуализацией, приведёт к тому, что появится пространство, где мы учимся, работаем, проводим досуг. Отсюда игровые модели примерно через 20 лет могут стать доминирующим форматом взаимоотношений между людьми.

Игровые модели становятся эффективным способом решения двух больших социальных проблем. Одна из них — социализация дезадаптированных людей, таких как преступники. Их проблема в социальной дезадаптации. Возможность образовательных решений для включения этих людей в активную социальную жизнь – колоссальна, в том числе за счёт виртуальных миров.

Например, преступник многократно переживает своё преступление с разных позиций (преступника, жертвы, родственника, полицейского и др.)

И вторая – игра становится пространством, где адаптируются люди, которым сложно адаптироваться к изменяющейся реальности.

Приход технологий, связанных с нейронетом, способных загружать информацию напрямую в человеческий мозг, может вообще перевернуть педагогическую практику.

Прогнозы на будущее

В ближайшие 3-5 лет

Развитие образовательных траекторий и широкое распространение многопользовательских онлайн-курсов;

Смену систему оценивания на признание достижений. Появление паспорта компетенций и прецедентов. Модель инвестиций в таланты и другие финансовые/страховые инструменты.

Через 7-10 лет

Появление университета для миллиарда. Развитие виртуальных тьюторов и менторских сетей. Появление полноценных возможностей для «внесистемного» образования. Человек сможет полностью «собрать» себя, не заходя в образовательную систему.

Высокая роль игровых сред и дополненной реальности. Объективация процесса обучения через биологические нейроинтерфейсы.

Через 15-20 лет

Игра и командная работа как доминирующие формы образования и социальной жизни. Искусственный интеллект как наставник и партнер в познании. Обучение в нейронет-группах и новая педагогика.

Автор: Ольга Юрченко
Лучшее

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.