«Форсайт-флот 2013»: стартапы, часть вторая

«Форсайт-флот 2013»: стартапы, часть вторая

Четвёртая часть репортажа о «Форсайт-флоте» посвящена стартапам-участникам проекта. Я попросила некоторых представителей стартапов рассказать о своих проектах, о том, как у них возникла идея, и какие результаты им принесло участие в «Форсайт-флоте».

15 августа 2013

Первая часть из серии отчётов: цели проекта и что такое метод форсайта.

Вторая часть: о перспективах развития образования.

Третья часть: работа со стартапами.

Заключительная часть из серии отчётов: итоги.

Флот прибыл в Санкт-Петербург, время подводить итоги. В этой статье я хочу рассказать о стартапах-участниках флотилии и о том, удалось ли им добиться поставленных целей.

Многие проекты попали на борт благодаря победе в конкурсе АСИ, по результатам которого комиссия отобрала 19 стартапов, 11 образовательных и кадровых проектов, 6 молодых учёных и 8 студентов, участие которых финансировали.

Некоторые приехали самостоятельно, и в результате на бортах теплоходов находилось около 50 представителей стартапов. Все приехали за контактами, менторской поддержкой, некоторые за инвестициями. Я встретила здесь компании, о которых мы уже писали — это Edutain.me и Omyconf!, а также много других интересных проектов, о которых ещё стоит написать.

Стадии развития — самые разные: некоторые привезли только идею, другие хотят масштабироваться. Но главное, что их объединяет – область применения. Все они должны ориентироваться на человеческий капитал, т. е. находиться в сферах здравоохранения, образования, городских пространств и т. д.

Я попросила некоторых представителей стартапов рассказать о своих проектах, о том, как у них возникла идея, и какие результаты им принесло участие в «Форсайт-флоте».

«Форсайт-флот 2013»: стартапы, часть вторая

Иван Рындин, Sportand.me. Бесплатная интернет-платформа для информационного обеспечения спортивных соревнований.

Иван вместе со своим партнёром Александром Решетниковым уже давно обсуждали идею проекта, который свяжет две их страсти – спорт и информационные технологии. Но постоянная загрузка в проектах и вместе с этим растущий ИТ-бизнес не позволяли сделать серьёзные шаги в этом направлении. Помогла предновогодняя атмосфера и свободное время в поезде следованием Москва – Санкт-Петербург).

Когда Иван и Александр сделали экспресс-анализ по западным сайтам, то заметили, что интересующая их область совсем недавно начала активно развиваться в США, первые стартапы получили инвестиции всего 2-3 года назад. При этом явного лидера на рынке сервисов для спортивных соревнований нет, причём все проекты имеют свои существенные недостатки.

"Форсайт Флот дал возможность получить ценную обратную связь от профессиональных менторов, спасибо большое им за реально ценные советы и полезные контакты. А во-вторых, стало возможным посмотреть на то, что мы делаем из будущего.

Это непередаваемое ощущение, когда ты представляешь, как твой проект должен трансформироваться через 5-10-20 лет, чтобы соответствовать потребностям изменяющегося общества.

Сразу становится очевидным важность миссии и ценностей проекта, которые должны пройти через смену технологий, сращивание отраслей, постепенное изменение парадигмы мышления современного человека".

Дмитрий Гужеля. Основатель проекта «Универсариум». Бесплатная межуниверситетская площадка, своеобразный русский ответ MOOC (многопользовательским онлайн-курсам), ярким представителем которого является Coursera.

Гужеля решил опередить экспансию западных сервисов, начав год назад работу над собственной площадкой, на которой можно будет найти курсы лекций лучших преподавателей университетов, изложенных в простой, доступной и увлекательной форме.

Многие считают, что самое сложное в таком проекте — это информационная платформа, говорит Дмитрий. Но важнее в создании онлайн-курса следовать стандартам и требованиям, которые диктуют конечные пользователи — как наилучшим образом представить для них контент и как проводить обучение с наибольшей эффективностью.

Сам контент должен быть уникальным и «цеплючим», учитывать российскую ментальность, а преподаватель должен быть ещё немного и актером, который старается доносить информацию с одной стороны интересно, а с другой строго по сценарию. Это намного более важно, чем создание самой технологической платформы.

Сейчас у проекта есть договоренность с несколькими ведущими университетами страны, а в дальнейшем планируется подключать всех желающих.

"На мой взгляд, форсайт флот привнес очень многое сразу по нескольким направлениям:

1. Это конечно же общение. Общение с коллегами, конкурентами, потенциальными инвесторами и заказчиками. Удалось и себя показать и на других посмотреть — оценить свои силы и наметить стратегию развития.

2. Результаты совместной работы над фосайтом. Поскольку я имею отношение к работе с федеральными целевыми программами в области образования,

форсайт образования станет той основой, с помощью которой можно начать формировать видение будущих государственных, федеральных и региональных программ в области образования.

3. Это знания. Мастер классы и ворк-шопы оказались очень полезными, в том числе как для понимания общей ситуации, так и для продвижения и позиционирования собственного проекта".

Елена Иванова, проект «Мамина школа». Дистанционный центр обучения, который предлагает более 100 курсов по воспитанию, развитию детей, а также курсы для самореализации мам.

Идея проекта появилась у Елены, когда она, будучи в декрете, обнаружила, что в интернете нет сервисов для мам, которые хотят заниматься личностным развитием. А ведь для женщины так важно не «свалиться в ребенка»!

Елена попала на «Форсайт» в трудный период: мошенники от имени «Маминой школы» стали продавать пустые диски, что серьёзно подорвало проект. Как говорит Елена, флотилия дала ей новые силы двигаться вперёд, развивать свою компанию.

Было очень интересно формировать будущее и смотреть, как мой проект туда вписывается. Приятно видеть, что проект в тренде. Кроме того, здесь я нашла партнёров-врачей.

Дмитрий Грачёв. Проект Semantic IDE. Платформа для начального обучения программированию, которая позволяет пользователю набирать код программы готовыми конструкциями.

Система способна автоматически форматировать код и мгновенно находить ошибки. Интерфейс и язык программирования — русскоязычные, что намного упрощает процесс обучения. Сейчас интегрированная среда доступна для скачивания, а бета-версия самоучителя будет доступна в апреле следующего года.

Идея проекта принадлежит Валерию Лаптеву, доценту Астраханского ГГУ. Ещё в 1992 году он решил создать семантический редактор, который был бы гораздо удобнее, чем традиционный текст. Реализовать идею сумел его студент Дмитрий Грачёв в 2009 году, который на момент защиты диплома в 2012 году создал полноценную интерактивную среду разработки на основе этого редактора.

Когда они внедрили среду на кафедре и в соседнем колледже, то получили: «фантастические результаты: возросли уровни как обучения, так и успеваемости студентов. Пришло осознание того, что в любой момент времени наша система знает всё о действиях пользователя и может их проконтролировать: дать подсказку, оценить и даже запретить». Затем пришла ещё одна идея — применить эту технологию для других предметных областей.

Проект выиграл конкурс «Старт 2013» фонда Бортника, который финансировал его участие в Форсайте.

"На форсайте компетенций я получил представление о том, какие компетенции будут востребованы в будущем".

Рустем Фейзханов, проект под предварительным названием Skypaper. Программа, которая позволяет с помощью камеры ноутбука видеть нарисованные на столе изображения.

В результате отпадает необходимость подносить к камере листок с написанным текстом, ваш собеседник и так увидит, что вы пишете.

Рустем — студент Сколковского института науки и технологий. В Массачусетском технологическом институте, куда он попал по обмену, изучал курс computer vision, в рамках которого и написал эту программу.

Идея превратить программу в проект пришла Рустему, когда он объяснял другу, как решать дифференциальные уравнения. Нужно было много раз подносить листок к камере ноутбука, что очень неудобно.

Только на «Форсайт-флоте» я окончательно понял, что моя идея востребована, я очень высоко ценю помощь менторов и нашел несколько точек приложения своего продукта.

Владимир Румянцев, директор по развитию проекта Easy ten. Мобильное приложение, которое помогает в увлекательной форме заучивать по 10 английских слов в день, используя любую свободную минуту.

Идея проекта пришла в голову его основателя Дмитрия Зарюты в процессе изучения чешского языка. Жена предложила ему учить по десять слов в день, тогда в неделю получится 70, а в месяц —  300.

На создание первого интерфейса потребовалось порядка года. 22 мая 2013 года разместили первый обзор и за неделю вошли в общий ТОП русского App Store.

На настоящий момент (за неполных 3 месяца) количество установок превысило 200 000.

Форсайт помог понять, что не надо делать, а для стартапа —  это экономия дефицитного бюджета. Кроме этого, здесь мы расширили сеть своих партнёров. 

Маржан Жаксимбетова. «Город здоровья». Компьютерная игра для врачей и студентов медицинских вузов.

Игра позволяет отточить знания по фармацевтике в виртуальном мире, что минимизирует риски врачебной ошибки в реальной ситуации с реальным пациентом.

Как говорит Маржан: "Есть события, которые меняют всё в нашей жизни. Для меня таким оказался «Форсайт-флот»".

Общение с участниками мероприятия, особенно с менторами и экспертами позволило мне по-новому посмотреть на мою идею.

"Участие в форсайт-сессиях, общение с людьми из бизнеса и науки, составление дорожной карты проекта, — всё это содействовало тому, чтобы идея «Города здоровья» трансформировалась в реально оформленный проект, который будет реализован по возвращении домой".

Автор: Ольга Юрченко

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.