Как Луис фон Ан превратил бесчисленные часы бессмысленной деятельности в нечто ценное
«Я просто предлагаю людям делать их привычные дела, извлекая при этом выгоду для всех», говорит фон Ан.
Луис фон Ан — создатель Duolingo и reCAPTCHA, профессор компьютерных наук Университета Карнеги-Меллона. История его жизни – яркий пример того, как необычное нешаблонное мышление приводит к успеху и в жизни, и в бизнесе.
Луис фон Ан отличался необычными идеями, которые приходили к нему еще с детства. Так например, в возрасте 12 лет Луис фон Ан пришел к мысли сделать тренажерные залы бесплатными. Все дело в том, что люди, занимающиеся на тренажерах, могли бы генерировать электроэнергию, так почему бы посетителям фитнес-центров не оплачивать свои занятия производимой энергией.
Достаточно лишь подключить все тренажеры к электросети, и продавать производимое электричество какой-нибудь крупной электрической компании. Идея выигрышная для каждого – владельцы клубов получали бы доход от продажи электричества, люди стали бы здоровее, а мир получил бы новый источник чистой энергии.
Будущий профессор мыслил здраво уже в 12-летнем возрасте. Однако сейчас, когда ему 34 года, фон Ан смеется над своей детской идеей. «Как оказалось, это не очень хорошая идея, так как гораздо выгоднее взымать членские взносы с посетителей. Люди не очень эффективны в производстве электроэнергии».
И, хоть эта идея не была реализована, профессор компьютерных наук Университета Карнеги-Меллона до сих пор не перестает изобретать инновационные бизнес-модели. И у него это получается. За последние восемь лет фон Ан создал и продал компании Google два проекта.
Его новое детище – бесплатное приложение для обучения языку Duolingo — является неизменным фаворитом продаж в магазинах приложений Android и iOS, а число его скачиваний уже превысило 12 млн. В 2006 году он был удостоен престижной стипендии MacArthur Fellowship, или так называемого гранта «гениев».
Гениальность идей фон Ана содержится в теории, на которой базируются практически все его проекты. Она гласит, что с помощью технологий и определенной доли веселья можно использовать «малые крохи» времени и энергии людей все по всему миру, превратив их в полезный коллективный продукт.
Его идея похожа на принципы краудфандинга, однако фон Ан предлагает трансформировать в нечто полезное бессмысленную деятельность пользователей в интернете. По-сути, Луис фон Ан пытается заставить тех, кто «тупит в интернетике» создавать нечто полезное. Вы не поверите, но ему это удалось.
Путь фон Ана на предпринимательской ниве начался в 2004 году с идеи нового вида онлайн-игры. Эта программа случайным образом выбирает пару игроков в интернете и демонстрирует им серию изображений. Задачей обеих игроков является независимо друг от друга напечатать как можно больше слов, с которым ассоциируется изображенный объект.
Например, рисунок собаки можно сопроводить не только словом «собака», но и «животное», «домашнее животное», «щенок» и др. Чем больше слов совпадет, тем выше балл этой пары. Это игра — своего рода «убийца времени», на первый взгляд не имеющая никакого практического применения.
Но фон Ан придумал, как использовать огромное количество времени большого числа пользователей с пользой. «Когда люди играют в игру, они помогают определить, с какими словами у них ассоциируется то или иное изображение, то есть, помогают расставить теги под фотографиями», писал он в 2004 году.
«Если в игру играет столько же, сколько в популярные онлайн-игры, то, по нашим оценкам, в течение нескольких месяцев мы могли бы снабдить тегами большинство изображений в интернете». В интернете существует огромное количество немаркированных изображений, а это снижает эффективность работы с ними, начиная от поиска, до блокирования нежелательного контента.
Технологические компании создали целую категорию профессий, предполагающих просмотр контента с целью выявления нарушений. Фон Ан предложил передать эти функции обычным пользователям, которые будут распознавать картинки, в буквальном смысле этого слова, играючи.
Программа была запущена в 2005 году как ESP-игра. В течение четырех месяцев она привлекла 13 тыс. скучающих веб-серферов, которые создали 1,3 млн. этикеток для почти 300 тыс. изображений, писал ресурс Wired в 2007 году. Презентация игры попалась на глаза руководителям Google, Сергею Брину и Ларри Пейджу, и всего несколько месяцев спустя она была приобретена и перезапущена под названием Google Image Labeler.
Еще одним проектом фон Ана стала reCAPTCHA — система, в которой также была использована работа ничего не подозревающих пользователей Сети. В первые годы работы над своей докторской диссертацией фон Ан помог своему руководителю, профессору компьютерных наук Мануэлю Блюму разработать удобный способ проверки идентичности, известный как CAPTCHA.
Вспомните о тех искаженных словах, которые система просит ввести после большого числа неудачных попыток войти в свой адрес электронной почты, чтобы убедиться в том, что вы человек, а не бот. Это и есть CAPTCHA. Первоначально она предназначалась для защиты чатов от спам-ботов, поскольку это простое задание (ввести искаженное слово) не под силу компьютерным ботам.
Наблюдая за работой CAPTCHA, фон Ан увидел в ней потенциал помимо того, чтобы отличать людей от роботов. Те десять секунд, которые пользователи тратят для доступа к своей электронной почте или другим аккаунтам, можно было бы использовать более эффективно.
В 2006 году фон Ан запускает reCAPTCHA. В отличие от своего предшественника, reCAPTCHA предлагает пользователям два искаженных слова, чтобы их распознать, и выглядит она примерно так:
Гениальность идеи состоит в том, что этот тест предназначен не только для проверки «на человечность», он также предлагает пользователю попытаться распознать слово, которое не может идентифицировать компьютер. Первое слово в reCAPTCHA ничем не отличается по принципу от слова в CAPTCHA и генерируется системой. Однако второе, как правило, является фрагментом старой книги или газетной статьи, которую компьютер безуспешно пытается отсканировать для оцифровки.
Если человек, отвечая на тест reCAPTCHA, правильно называет первое слово, то система предполагает, что и второе слово было распознано правильно с довольно высокой степенью вероятности.
В 2009 году Google приобрел и сервис reCAPTCHA за неназванную сумму (фон Ан говорит, что сумма была где-то между $10 млн. и $100 млн.) и расширила масштабы работы программы, заставив ее работать на оцифровку материалов для Google Books и архивов New York Times. В 2012 году она распознавала около 150 миллионов искаженных слов в день.
«Идея CAPTCHA была моей», говорит Блум. «Однако заставить людей, использующих ее, приносить пользу придумал Луис. Он говорил: “Подумай, сколько часов потрачено на строительство Панамского канала или Пирамид, а со всеми людьми, которые используют интернет, мы можем получить намного больше человеко-часов”.
Последним воплощением первоначальной теории фон Ана о том, как сделать убивание времени “интернет-хомячками” полезным делом, является Duolingo — популярный бесплатный сервис обучения языку через игру.
Duolingo предлагает уроки на испанском, французском, итальянском, немецком и португальском языках и использует структуру компьютерной игры, переводя обучающегося с уровня на уровень, предлагая бонусы и виртуальную валюту, чтобы заинтриговать пользователей. Это классика геймификации (gamification).
«Люди, использующие Duolingo, обычно говорят — ”я играю в Duolingo“», отмечает фон Ан. «Если вы их спросите, в чем главная причина их увлечения Duolingo, они ответят – мы играем не потому, что хотим научиться чему-то, а потому что это весело».
12,5 миллионов активных пользователей приложения тратят на работу с Duolingo в среднем 30 минут в день. Оно также может быть использование в качестве «тайм-киллера», чтобы занять владельца мобильного устройства в течение двух-трех минут, например, в очереди к кассе. Фон Ан говорит, что, согласно его подсчетам, 34 часа занятий на Duolingo эквивалентно одному семестру языкового колледжа.
Восемьдесят процентов трафика приложения генерируется мобильными телефонами. Четверть пользователей Duolingo – это жители США, еще 35% — выходцы из Латинской Америки и Бразилии, и 30% — европейцы. Фон Ан, который вырос в Гватемале в семье представителей среднего класса, а потом отправился на учебу в колледж в США, знает на собственном опыте, как сложно подниматься по социальной лестнице.
«Гватемала — очень бедная страна», говорит фон Ан. «Все в Гватемале, кажется, хотят изучать английский язык, но не все могут позволить это себе».
Именно поэтому фон Ан решил, что Duolingo будет бесплатным для всех пользователей. И, используя тот же подход, что и при создании ESP Game и reCAPTCHA, он придумал умную альтернативу для монетизации своего продукта.
Пользователям Duolingo предлагается один из вариантов закрепления их языковых навыков, который называется «погружение», то есть применение полученных знаний на практике. Обучающимся предлагается попытать свои силы в переводе реальных документов из интернета.
Эти документы предоставляют медиа-компании CNN и Buzzfeed, которые заключили контракт с Duolingo на перевод их материалов. Даже у начинающих пользователей переводы получаются довольно точными, потому что над ними одновременно работают несколько человек, поправляя друг друга, пока не будет готова финальная версия текста и он не будет отправлен заказчику. Для пользователей это еще один инструмент в процессе изучения языка, а для Duolingo — это способ зарабатывания сотен тысяч долларов.
Как и все проекты фон Ана, весь фокус Duolingo сводится к тому, что люди с пользой и удовольствием для себя тратят свое время на одном проекте, делая что-то полезное совсем в другой области. Одно изобретение за другим удовлетворяют наше стремление к развлечению, при этом делая общество в целом более эффективным.
«Я просто предлагаю людям делать их привычные дела, извлекая при этом выгоду для всех», говорит фон Ан.
Комментировать