Как оценить успешность стартапа. Чек лист

Как оценить успешность стартапа. Чек лист

Ни для кого не секрет, что любой стартап ценен не только своей оригинальной идеей, но и возможностью принести прибыль.  Сегодня мало кто согласен вкладывать личное время, деньги и здоровье, чтобы на выходе не получить ничего. Итак, у человека зарождается интересная идея. Она нова, необычна, функциональна. Но как оценить успешность стартапа и понять, стоит ли потенциальному инвестору вкладывать сюда свои финансы. Такой анализ пойдет на пользу и самому стартаперу, и человеку, финансирующему проект. При этом, в расчетах больше учитывается профит от реализации идеи и требуемые усилия, чем сама задумка как таковая.

3 марта 2016

Ни для кого не секрет, что любой стартап ценен не только своей оригинальной идеей, но и возможностью принести прибыль.  Сегодня мало кто согласен вкладывать личное время, деньги и здоровье, чтобы на выходе не получить ничего. Итак, у человека зарождается интересная идея. Она нова, необычна, функциональна. Но как оценить успешность стартапа и понять, стоит ли потенциальному инвестору вкладывать сюда свои финансы. Такой анализ пойдет на пользу и самому стартаперу, и человеку, финансирующему проект. При этом, в расчетах больше учитывается профит от реализации идеи и требуемые усилия, чем сама задумка как таковая.

Как просчитать, что ждет проект в будущем?

Если бы мы говорили о любом традиционном виде бизнеса, мы могли бы использовать один из популярных подходов для расчета:

  • рыночный (сравнение с аналогами),
  • доходный (расчет предполагаемой прибыли)
  • подход на основе активов.


Но, как ни прискорбно, при работе со стартапами ни один из этих методов не сможет дать сколько-нибудь объективной оценки.

На какие моменты обязательно обращает внимание инвестор при оценке проекта? Как оценить успешность стартапа, идею? Сюда можно записать несколько очень важных пунктов.

  • Предполагаемые риски проекта и возможность их минимизации
  • Целевая аудитория стартапа и его востребованность
  • Возможность стабильного роста в области, на которую направлен сам проект
  • Насколько глубоко проанализированы маркетинговые и финансовые параметры стартапа
  • Есть ли возможность контролировать ход проекта
  • Какая прибыль возможна в данном случае
  • Сможет ли инвестор выйти из проекта


Само собой, многое зависит от стадии, на которой находится проект. Если сформирована одна только идея, то просчитать все риски и возможную прибыль проблематично. С другой стороны, на более поздних стадиях проект уже должен иметь подробный и адекватный бизнес-план.

  • Нужно четко понимать, будет ли конечный продукт пользоваться спросом. И, само собой, не теоретическим, а достаточно платежеспособным. Иначе, какой бы новаторской ни была идея, никто, за редким исключением, не согласится вкладывать в нее деньги.
  • Кроме того, важна и защита от конкуренции. Конечно, поначалу стартап может быть уникальным и единственным в своем роде. И это правило первопроходца сослужит свою службу. Но если технологию легко скопировать и воплотить, очень быстро появятся клоны и реальная прибыль от проекта резко упадет.
  • Важна и команда стартапа. Смогут ли эти люди успешно продвигать его? Не секрет, что многие известные сегодня проекты стали популярными и известными благодаря правильно подобранным специалистам. Так что инвестор обязательно оценит, смогут ли именно эти люди сделать стартап успешным.

 

 

Методика оценивания для стартапов. Пан или пропал?

 

Выше мы говорили о том, что здесь не подойдут способы оценивания, применимые для обычного бизнеса. Какие же методы чаще всего используют в случае со стартапами? Перечислим и рассмотрим некоторые из них. Подбирать методику советуют исходя из нынешней стадии проекта и его направления.

  • Метод PVN. Самый неоднозначный. Может использоваться опытными инвесторами с отличной интуицией и «нюхом» на хорошие проекты. Проще говоря, это способ «пальцем в небо».
  • Метод Беркуса. Весьма эмпирический, и также подходит для профессионалов. Поначалу рассчитываются расходы на проект (патент, лицензирование, реклама, специалисты и т.д.), а затем высчитываются сильные стороны стартапа (сама идея, профессионализм команды, готовый прототип, инновационность, эффективность менеджмента, денежный поток) и их процентная составляющая.
  • Метод венчурного капитала. Вначале оценивается будущие финансовые потоки на срок от 2 до 5 лет (после чаще всего следует продажа бизнеса). Далее высчитывается конечная стоимость акционерного капитала. Для этого коэффициент PE ratio (цена/прибыль) умножают на доходы конечного периода (прогнозируемые). А для того, чтобы рассчитать текущую стоимость, конечный вариант делят на коэффициент окупаемости инвестиций. Метод не совсем точный за счет усредненности и субъективности некоторых показателей.
  • DCF (Discounted Cash Flow). Это сугубо математический метод оценки прогнозируемых показателей денежных потоков на ближайшие несколько лет. Его суть в суммировании cash flow за определенный период с учетом ставки дисконтирования (например, всевозможные риски, инфляция и т. д.). Но здесь нужны точные расчеты и прогнозы, которые не всегда по силам не экспертам.
  • Восстановительный метод. Этот тот же метод Беркуса, но без учета сильных сторон и привлекательности идеи. То есть, учитываются только расходы на воссоздание аналогичного стартапа (оплата труда специалистов, продвижение, лицензирование продукта, разработка, имеющиеся активы и т. д.).

В общем, методик, как оценить успешность стартапа, достаточно много. Но следует помнить, что никакая из них не даст стопроцентного результата. Поскольку на конечную сумму могут повлиять самые разнообразные и непредсказуемые факторы. То есть, вы можете примерно оценить проект в 1 млн долларов, но его итоговая стоимость с большой долей вероятности может отклониться как в одну, так и в другую сторону.

Автор: Ангелина Невская

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.