Как правильно объяснить, что такое стартап

Как правильно объяснить, что такое стартап

Пытались ли вы объяснить своим знакомым, что такое стартап? Особенно сейчас, когда этим словом называют всё – от запуска собственного блога до магазина компьютерных комплектующих.

1 сентября 2016

Пытались ли вы объяснить другим, что такое стартап? Новая компания, новая идея или просто мечты предпринимателя? Авторы блогов на Quora задались этим вопросом. Предлагаем варианты точного определения стартапа на их взгляд.

Интересно, что обсуждение получилось едва ли не впервые таким, в котором где практически все ответы оказались разными, но и правильными одновременно.

Как правильно объяснить, что такое стартап Фото с Shutterstock

Так что же такое стартап?

Если мыслить количественными характеристиками, то стартапом можно назвать компанию, которая существует менее 3 лет и получила доход менее $1 млн.

Ещё одно определение – это новая компания, работающая чаще всего в ИТ- или интернет-сфере, у которой есть потенциал для быстрого роста благодаря предложению новых товаров/услуг и формированию новых сегментов рынка.

Например, Twitter или небольшая химчистка, открывшаяся в соседнем доме – вряд ли их можно назвать стартапами. В то же время Box.net, Dropbox.com, Airbnb в определённой степени можно назвать стартапами, которые быстро и уверенно превращаются в большие независимые компании. Отличие Airbnb от Twitter состоит в том, что первый фактически создал новую нишу на рынке, а Twitter всего лишь модифицировал существующие решения. Хотя согласно другим определениям, и Twitter, и Airbnb являются стартапами.

На самом деле, возраст основателя, длительность существования стартапа, его актуальная или будущая рентабельность не могут быть решающими критериями для определения стартапа, хотя люди склонны думать, что стартапы – это в любом случае новые и не очень выгодные на первом этапе виды бизнеса, чаще всего, связанного с ИТ.

Одним из критериев для компании-стартапа могут быть темпы его роста. Если только что созданная компания демонстрирует активный рост на новом рынке – её можно назвать стартапом.

Стартапом также является компания, которая находится в поиске работающей бизнес-модели, причём размер в этом случае является не критичным параметром. При этом стартап должен быть легко масштабируемым, то есть готовым к быстрому росту, готовым к провалу и закрытию, независимым. Чаще всего такие стартапы рождаются из необходимости решить задачу, которую ранее до этого никто не решал, или решал недостаточно хорошо. Вторая возможность – стартап может быть предметом страстной увлечённости его создателей, которые решили превратить своё увлечение в дело жизни.

Классическим и довольно точным определением стартапа может стать формулировка, которую озвучил Стив Бланк. Ещё в 2010 году в своём блоге он написал, что стартап – это временная структура, которая используется для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. Слово «временная» в определении подчёркивает тот факт, что целью стартапа является не столько сам стартап, сколько его превращение в другой, более крупный или успешный бизнес.

Вторым вариантом завершения стартапа может быть его провал и поиск новой бизнес-модели для такого временного эксперимента. Начинающая компания, которая не является быстро масштабируемой, является просто малым бизнесом, но не стартапом.

В определении стартапа важным также является слово «поиск», ибо оно демонстрирует ключевые различия небольших и крупных предприятий, которые работают на зрелых рынках. Такие компании используют известные бизнес-модели, в то время как стартап запускается зачастую при неизвестной бизнес-модели — для того, чтобы изменить существующие рынки или даже создать их. Создание стартапа предусматривает, что его создатели ищут новые неизвестные и эффективные, но не используемые ранее, пути решения давно известных, где-то даже тривиальных задач.

Эрик Райс, автор книги "Бережливый стартап", выдвигает свое определение

Эрик Райс предприниматель, автор книги «Бережливый стартап» («The Lean Startup») предлагает своё определение этого термина. Стартап – это предприятие, которое предназначено для доставки нового продукта или услуги в условиях крайней неопределённости. По мнению Райса, понятие стартапа не имеет ничего общего с размером компании, сектором экономики или отраслью, в которой он работает.

Цель запуска стартапа – желание найти способ создания и продажи товара или услуги, за которые клиенты будут готовы платить. Именно эти три неизвестные – проблема, которую нужно решить; клиенты, которым нужно решить эту проблему; бизнес-модель, позволяющая заработать на решении проблемы – лежат в основе стартапа.

Пол Грэм в своём определении стартапа делает существенное дополнение к мнению других «классиков» стартап-движения. Грэм называет стартапом компанию, которая разработала быстро растущую и успешную бизнес-модель. По мнению Грэма, сеть кафе тоже может называться стартапом, если новые заведения сети открываются достаточно быстро. Если просто предприниматель открыл одно кафе без планов расширять свой бизнес и удовлетворён текущим состоянием дел, то его бизнес не является стартапом.

Атмосфера стартапа может присутствовать в компании ещё довольно длительное время, даже когда компания уже превратилась из стартапа в большой и успешный бизнес.

Стартап – это скорее, состояние души. Однако это состояние может быть и разрушительным. Клейтон Кристенсен в своей книге «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании» («The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail») приводит такие примеры: когда компаниям замечательно удаётся провести постепенные улучшения существующих продуктов и обслуживания существующих клиентов, они проходят этап поддержания инноваций. Однако когда они изо всех сил пытаются создать прорывные новые продукты – они оказываются на этапе, известном как подрывные инновации.

А результатом этого этапа могут стать новые технологии, которые обеспечат устойчивые источники роста, так называемые закрывающие технологии – такие, которые в результате своего появления сокращают потребность в ресурсах.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.