Как выжить молодому стартапу во время кризиса

Как выжить молодому стартапу во время кризиса
Как санкции и кризис может повлиять на бизнес? Что им грозит? Управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава утверждает, что этому есть два выхода. Первая половина компаний будет сотрудничать с государство и выберут так называемое импортозамещение. Другая ж половина — отправится в юрисдикции других стран. Такие изменения подвластны крупным уже опытным компаниям, но что будет с молодыми. 

23 января 2015

Не раскрывать место создания

Для успешной работы стартапа не нужно раскрывать свои корни. Рассмотрим ситуацию на примере израильских компаний. В Европе к израильтянам очень плохое отношение. С учетом того, что о компаниях пишет американская пресса, в странах Европы эта компания имеет огромный спрос и занимает лидирующие позиции. Никто из пользователей даже не догадывается откуда растут корни этого предприятия. Лучше всего работать именно с такими условиями, так как пользователю комфортно в условиях, которые он создал сам. 
 
Вот еще один пример, в середине 2000-х на российском рынке начали продвигать антивирус ESET NOD32 под американскими слоганами. Принадлежность этого сервиса к Америке обусловлена технологическим лидерством в этом сегменте именно американских компаний. Спустя некоторые время о географической принадлежности уже никто и не говорил. 
Как выжить молодому стартапу во время кризиса

Принимать радикальные решения

Если же скрыть происхождение бизнеса не удалось, то нужно прибегать к мимикрированию. В Америке хорошо относятся к стартапам местного производства, на которых работают разработчики из Восточной Европы. Поэтому для них вполне нормально, чтобы большая часть сотрудников была даже с другого континента. 
 
Рассмотрим еще пример украинского стапртапа Rollapp, который был в очень неловком положении. Найдя американских клиентов, они решили проверить насколько компания развивается и у нее есть крупные клиенты. На тот момент, под такое описание попадала только Россия. Один из консультантов сказал, что в Америке Путина, откровенно говоря, недолюбливают, а вот к русскому народу отношение не менялось. Спустя некоторого времени от этого стартапа отказался только азиатский производитель. 
 
Базовым и главным преимуществом стартапа является умение принимать радикальные решения. Большего можно добиться в Китае. Так, один проект под названием Displair отправился покорять китайский рынок. Первое время были сложности с производственной площадкой, но при этом основными потребителями были китайцы. Полностью сконцентрировавшись на этом регионе, компания смогла выжить и продолжить свою деятельность. 

Не медлить с монетизацией

Во время санкций совсем некстати будут венчурные игры. Лучше вкладывать деньги и рассчитывать на рост компании. 
 
Приведем пример, венчурные фонды рассчитывают на коэффициент 5-10X. Если компания предлагает вложить $5 млн, то разумнее будет дать им $1 млн и ждать, когда цена за нее поднимается до $30 млн. Окупаемость своего бизнеса нужно продумывать уже после первых инвестиций. В ином случае, следующий инвестор может просто не найти вам связи со скверной рыночной конъюнктурой и закончить свое существование в непредвиденных обстоятельствах. 

Делай ставку на локальный рынок

Как правило, обычные пользователи не готовы платить на контент или софт, а бизнесу приходится. То есть, крупные компании платят за то, чтобы потом получить хорошую выручку. 
 
С началом санкций корпоративный рынок России стал дружелюбнее. Возьмем, к примеру, компанию LETA Engineering, которая на российском рынке конкурирует со шведским Q-matic в сфере систем управления очередностью. Никто из клиентов не застрахован от неудач и попадания их компании под санкции. Все риск-менеджеры в один голос твердят о срочном переходе на аналогичные российские компании. Именно так, Сбербанк уже начал отказываться от шведского оборудования и переходит на системы LETA Engineering.

Стартап легче и проще

В любой ситуации лучше оставаться стартапом. Они имеют большую гибкость и ими проще управлять. Стартапу неважно сколько у него сотрудников, он просто принимает быстрые решения. Также намного проще делать большие вещи при помощи автоматизации. 
 
При работе со стартапом нужно быстро обнаружить свои лучшие стороны и двигаться к потребителю. Если действовать по схеме: постройка, проект чего-то и через пару лет их продажа, то долго можно не протянуть. Жесткие санкции могут поглотить вас. 
 
На сегодняшний момент очень мало людей в мире могут с уверенностью сказать о национальности того или иного стартапа. Например, Viber из Беларуси, WhatsApp основан в Украине-Израиле, а Skype в Эстонии. Для пользователя важно удобство сервиса или компании, а не его национальность. Несмотря на все, молодой проект может жить в нынешних условиях и еще долго просуществовать. 
Автор: Алина Веселова

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.