Картина российского рынка онлайн-travel и российского туристического рынка в целом

Картина российского рынка онлайн-travel и российского туристического рынка в целом

Российские путешественники тратят около 16 млрд. долларов в год на свои путешествия заграницу. Небезынтересным представляется факт, что из всей этой суммы только 2% транзакций происходит онлайн.

14 января 2013

Эта статья появилась благодаря панели, посвящённой путешествиям на TechcrunchMoscow. Участники дискуссии на конференции (среди которых были представители ведущих российских трэвел-проектов) рассказали некоторые интересные вещи о российском рынке.

Я добавлю немного статистики из других источников, чтобы читатели получили картину российского рынка онлайн-трэвел (и российского туристического рынка в целом).

Позвольте мне представить участников дискуссии и поблагодарить их за тот опыт, которым они поделились на конференции. Итак, среди них были:

  • Сергей Фаге (сооснователь и генеральный директор Ostrovok.ru)
  • Марина Колесник (основатель и генеральный директор Oktogo.ru)
  • Джойс Франклин Сронипа (член совета директоров Anywayanyday)
  • Катрин Букенмайер (генеральный директор Travelmenu)
  • Максим Карауш (исполнительный директор OneTwoTrip)

Российский онлайн-рынок путешествий. Цифры.

Российские путешественники тратят около 16 млрд. долларов в год на свои путешествия заграницу. Небезынтересным представляется факт, что из всей этой суммы только 2% транзакций происходит онлайн, так что потенциал онлайн-рынка огромен и ожидается его бурный рост в ближайшее время.

Картина российского рынка онлайн-travel и российского туристического рынка в целом

Есть и ещё одна особенность — большая часть путешественников зарубеж — это покупатели пакетных туров (люди привыкли к этому с 1990-х годов, когда было проще прийти в агентство, чем найти отель, авиабилеты и сопутствующие услуги самостоятельно).

Есть такие компании как Travelata и Travelmenu, которые продают пакетные туры онлайн. По словам Алексея Зарецкого (генерального директора Travelata), средняя цена тура, который продаётся на его сайте, составляет 50 тысяч рублей.

Ведущий продавец авиабилетов в онлайне — компания Onetwotrip, которая продаёт около 4 000 авиабилетов в день (общей стоимостью около 420 миллионов долларов за год). 

Booking.com удерживает лидирующие позиции на онлайн-рынке отелей с общей стоимостью бронируемых номеров около 2 миллиардов долларов за год.

Кстати, согласно данным Euromonitor International, только 4 % россиян ездят зарубеж по делам  — остальные ездят на отдых.

Россияне предпочитают поездки в Украину (лидирующая страна по количеству отдыхающих из России), Казахстан, Финляндию, Турцию и Египет.

Инвестиции и стартапы на российском онлайн-рынке путешествий

В последнее время ряд российский компаний, работающих на онлайн-рынке путешествий, получил значительные инвестиции. Oktogo получил суммарные инвестиции на сумму 15 миллионов долларов, Onetwotrip недавно получил инвестиции в 25 миллионов долларов, Ostrovok.ru получил суммарные инвестиции в 35 миллионов долларов.

Инвесторы в трэвел-проекты включают в себя фонды, как из России, так и из-за рубежа. Например, в Oktogo вложили деньги ВТБ, Mangrove Capital Partners, Ventech, ABRT. На конференции было замечено, что самое главное в данном случае — получить опытных инвесторов, которые могут не только дать деньги, но и помочь в бизнесе. Баланс международных и местных инвесторов также имеет значение.

По словам Сергея Фаге, Россия — очень хороший рынок для старта проекта — в России есть большое количество технически подкованных людей (так, Островку удалось за короткое время собрать команду в 250-300 человек, около 60 из которых работают в разработке продукта), есть много возможностей для партнёрства (из 12-15 тысяч отелей в России только несколько тысяч подключены к какой-либо системы онлайн-дистрибуции, так что остальным легче давать новые возможности).

В настоящий момент новым игрокам сложно входить на онлайн-рынки авиабилетов или бронирования отелей без больших вложений, необходимых для маркетинга, развития новых сервисов и создания новых предложений для пользователей, равно как и для работы с партнёрами.

Так что хорошей является работа в нишах, которые практически пусты в России в настоящий момент — это сервисы, «вдохновляющие» на путешествие, сервисы, связанные с социальной составляющей и помогающие планировать путешествие. 

Существует также возможность поиска новых предложений, помимо отелей, авиабилетов или аренды машин (как поступила, к примеру, Экскурсиопедия).

Вообще, российский рынок является удачным местом для старта с перспективой выхода на международный рынок. Все участники дискуссии согласились с тем, что у них есть возможность попытаться работать на глобальном рынке, используя имеющихся в России технических специалистов в качестве конкурентного преимущества.

Вместе с тем существует ряд препятствий, которые им ещё предстоит преодолеть в России. Люди слишком привыкли к оффлайновым методам оплаты и многие из них не готовы к самостоятельным путешествиям, предпочитая пакетные предложения от туроператоров.

Люди не привыкли исследовать новые направления, предпочитая небольшое количество привычных для них.

Существуют языковые барьеры, которые делают самостоятельные путешествия затруднительными для многих. Я думаю, что основным игрокам рынка необходимо предпринять довольно сильные маркетинговые усилия, чтобы изменить привычки людей.

Однако с подрастающим новым поколением путешественников мы можем надеяться на то, что скоро произойдёт революция на российском онлайн-рынке путешествий.

Рекомендую также: Стартапы на Techcrunch Moscow

Автор обзора — Валентин Домбровский, директор по маркетингу Sevenquark, руководитель проекта Travelatus.

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.