Командам об инвесторах на заметку
Елена Морина, менеджер проектов GD-Team, написала про важные проблемы взаимодействия инвесторов и команд игровых и не только стартапов. Рекомендуем!
Елена Морина, менеджер проектов GD-Team, написала про важные проблемы взаимодействия инвесторов и команд игровых и не только стартапов. Рекомендуем!
Ну почему 90% бизнес-планов на разработку новых проектов обязательно включают в себя расходы на какие-то невероятно высокие по стоимости офисы и закупку компьютеров? Я понимаю, что на новой клавиатуре и на новом стульчике креативится круче.
Но давайте уже игры делать — а потом будем стены красить.
Еще очень настораживает пункт «компенсации». Часто вижу, когда молодая команда сделала какой-то прототип — и теперь хочет получить за нее денег, плюс оплату всех вообще расходов на разработку еще на полтора года, плюс маркетинговый бюджет и т.д.
Кто и когда вообще сказал, что инвестор поверит в то, что офис, например, в Одессе на 10 человек стоит $15 000 в месяц? Почему молодые команды искренне верят, что инвестор — это такой персонаж, который решит все финансовые вопросы, которые накопились к моменту рисования красивой презентации, и посадит на полное довольствие с поп-корном на несколько лет вперед?
Профильный инвестор, как правило, очень хорошо знает не только рынок зарплат в Москве, но и сколько фрилансеры берут за модель или иконку, причем в зависимости от региона, скорости и качества.
Мы очень и очень заинтересованы в новых командах, проектах. Но, думаю, что выскажу достаточно общее мнение в нескольких пунктах.
Инвестор, как правило, оплачивает только зарплаты команды плюс затраты именно на производство продукта. То есть затраты на звук — да, затраты на интернет или сотовую связь — нет.
Инвестор лучше команды ориентируется в ценах. Честное слово, лучше. Правда лучше. И если вы «заряжаете» концепт-художника за 250 000 в Кирове — то лучше бы вам доказать, что он — реинкарнация Сальвадора Дали, при этом он работает без проблем и с соблюдением сроков.
Ни один вменяемый инвестор не даст больше 5 миллионов рублей в команду, которую не знает. Или не знает продукты, которые эта команда этим составом выпустила. Невозможно собрать 10 студентов без бэкграунда и написать бизнес-план на разработку онлайн-шутера с бюджетом $2,5 млн. Нет, написать-то можно. У инвесторов забавных моментов в работе тоже должно быть.
Общайтесь, встречайтесь, разговаривайте. Мы очень много разговариваем, и очень осторожно инвестируем. За прошлый год мы запустили всего 6 команд. А встреч было порой по две в неделю. Но я достаточно тесно общаюсь с другими игровыми компаниями.
И с удовольствием передам контакты симпатичной команды, которая нам по тем или иным причинам не подошла в данный момент времени. Что собственно и делаю. Да это касается любой сферы деятельности. Хорошие контакты всегда хочется передать, чтобы приятные тебе люди жили хорошо.
Будьте готовы к тому, что в первый проект, и на первом этапе разработки инвестор будет везде. Чем ярче вы продемонстрируете, что вас не надо «пасти» — тем больше свободы получите.
Высылайте концепты. Смело высылайте, никто их кроме вас делать не будет. Закладывайтесь на минимальное инвестирование первого проекта. Выпустите хоть что-то, что заработает, на втором проекте будете получать деньги с сигарой в зубах и ногами на столе.
И вам их таки дадут, и будут уговаривать взять. Потому что вы уже покажете, что умеете бюджет отрабатывать, а не осваивать.
Еще раз, общайтесь. Сектор GameDev (разработка игр) — он такой уникальный, что здесь всем нет дела до этикета. Вы можете постучаться в скайп практически к любой звезде, и вам просто сразу ответят на вопрос, каким бы наивным он (вопрос) ни был.
Я очень люблю общаться с разработчиками, пишите, будем разговаривать и делать новые игры. В марте-апреле мы открываем пул инвестиций в команды. Есть время подготовиться. Есть время спросить неясные моменты. Все профильные инвесторы — они не страшные, и не суровые, им в кайф рассказывать. Нам тоже в кайф, и мы рассказываем и делимся. И можем сразу отправить к другому инвестору, который по слухам вроде как раз собирался делать ммо-тетрис или карточные прятки.
P.S. А вот когда в игровые компании веерно рассылается презентация команды, треть которой посвящена тому, как развивается игровая индустрия — это вот для чего?
Комментировать