Ник Михайловский, POIdo: «Лучшим способом построить хороший бизнес остается как раз тот, в котором надо много лет работать»

Ник Михайловский, POIdo: «Лучшим способом построить хороший бизнес остается как раз тот, в котором надо много лет работать»

Интервью с Ником Михайловским, одним из экспертов инкубатора HSE INC, основателем и СЕО POIdo, членом совета директоров компании «Синерго».

29 марта 2013

Представляем интервью, которое дал нашей колумнистке Елене Приваловой, сотруднице бизнес-инкубатора ВШЭ, один из экспертов и друзей инкубатора HSE INC — Ник Михайловский, основатель и генеральный директор POIdo, директор и со-основатель NTR Lab (заказная разработка ПО) и NTR Lab US, Inc, член совета директоров компании «Синерго» и просто хороший человек.

Разговор шел о том, какие еще бывают стартапы, кроме тех, что заседают в коворкинге HSE. А бывают они, как оказалось, очень и очень разные.

Расскажи, пожалуйста, нашим читателям, кто ты такой, чем занимаешься и вообще почему тебе интересны стартапы и околостартаповское всё?

Зовут меня Николай Михайловский, я занимаюсь информационными технологиями, наверное, уже 20 последних лет.

Из них последние 12 я ими занимаюсь как предприниматель — организовал компанию заказной разработки — «Лаборатория «НТР»/NTR Lab, которая, конечно, не самая большая на рынке, но и далеко не самая маленькая. Когда на этой стезе мы достигли определенного успеха, а было это примерно в 2006 году, мы начали создавать новые проекты (слова стартап мы тогда не знали).

Мы создали «Синерго» — теперь это системный интергатор, работающий в горнодобывающей отрасли и ставший очень успешным. По оборотам он уже сейчас больше «НТР», и с неумеренной скоростью (около 100% в год) уже несколько лет растет. В принципе это вполне можно назвать стартапом, если абстрагироваться от его физических масштабов и от того, что сейчас стартапом принято считать только такой проект, который за очень короткий срок (год) заработал очень большое количество денег.

О таких историях с удовольствием пишут, но, на самом деле, лучшим способом построить хороший бизнес остается как раз тот, в котором надо много лет работать, чтобы в итоге что-то получилось большое и денежное.

Это было здесь в Москве?

Поначалу в Москве. Заказной разработчик первые несколько лет работал на Америку. В 2005 году мы перенесли разработку из Москвы в Томск. И так мы от Портленда до Томска потихонечку по миру размазаны. Сейчас по расположению сотрудников, нас, наверное, правильнее называть сибирской компанией.

А в чем суть твоего «Синерго», и что вообще ты делаешь?

Ну, во первых, я там сильно не один, а во-вторых, я в Синерго не являюсь операционным персонажем, хотя в стратегических вопросах активно участвую и в продажах. Мы автоматизируем горнодобывающие предприятия. У нас есть собственные продукты по автоматизации и интергации, мы продаем айтишные продукты других фирм, завязываем это все в единые системы так, чтобы это на предприятии работало. Часто все очень и очень забавно бывает…

Например?

Ну, например, недавно мы сделали такую вещь, как управление ремонтами. Ведь горная разработка — достаточно зрелая индустрия, и там отклонение от плана выработки на 2-3% уже считается трагедией. А поломка, например, экскаватора, может вести к серьезным отклонениям от плана. Это такие достаточно скучные вещи, про которые, наверное, не так интересно писать, как, например, про новые функции для фоточек в инстаграме, но они нужны бизнесу, людям, экономике. Ведь без системы управления ремонтами распространенная текущая ситуация состоит в следующем: внезапно и неожиданно ломается экскаватор.

Суровый дядька — главный механик — идет к директору и говорит: "Сломалось!". Директор, на условно русском, ему говорит: "Ничего не знаю, план горит, надо чинить". На что механик отвечает: "Доставка запчасти из Японии займет 4 месяца". Директор выразительно объясняет механику, что надо починить сегодня. Механик, делая грустное лицо, идет к специально подготовленным товарищам, у которых нужная деталь уже есть, по цене в 5 раз выше нормальной. Нужная железяка покупается за огромные деньги, экскаватор работает, все довольны: директор, механик, товарищи с железяками.

Вы им, получается, ломаете привычные схемы?

Получается, да. Но мы все равно помогаем предприятию экономить таким образом деньги.

Ты патриот просто.

Да, я патриот. Мыслящий.

А как ты видишь для себя, своих проектов, разработок — есть будущее? Ваш бизнес достаточно прикладной и крупномасштабный, и если здесь, в Москве, все заявляют о том, что стартаперская экосистема развивается, жить становится лучше и веселей, то насколько это ощущается с вашими габаритами?

У нас есть коллеги в автоматизации горнодобывающего производства, компания «Вист», которая чуть не в 10 раз нас крупнее и которая ближе к железу. Они встраивают уже свое оборудование прямо в Белазы. Они — резиденты Сколково уже некоторое время и, насколько мне известно, сколковский грант им до сих пор не дали. Хотя это уже очень серьезная компания, которая пытается сделать уникальную на этой стороне земли вещь.

Мне сложно сказать — почему, но, тем не менее, такой факт есть, просто любая система работает не идеально. Нам повезло с программой бортниковских грантов, которые мы регулярно получаем под свои проекты. А вообще, лично для меня все эти стартаповские штуки — это такое дорогое развлечение. Это интересно, живенько, но с другой стороны на этом можно потерять большие суммы.

Какие были у тебя неудачные опыты? Расскажи о них.

Например, это проект гео-рекламной системы POIdo — она отшумела в 2010 году, сейчас она еще жива, но поступлений хватает как раз на покрытие расходов. Одна большая ошибка была сделана нами по неопытности. Мы, будучи выходцами из заказной разработки, мыслили: "Чем больше строк в коде, тем больше денег". Мы поговорили с одной из сторон платформы (площадками), решили, что рекламодатели сами к нам придут, если мы создадим им удобный (читай: «монструозный») личный кабинет с кучей опций.

Вторая ошибка — рыночного характера, ее нельзя было не сделать, т.к. нельзя было понять, что это станет ошибкой. Все думали, что геолокационные приложения будут завоевывать все большую популярность, их будет много, но по факту сейчас в России их на рынке только два: 2gis и Яндекс-карты .

С какими инвесторами ты общаешься как проект и кого можешь порекомендовать?

Из сильных венчурных фирм у меня возникает сразу 2 названия — Алмаз и Руна. Причем с Алмазом у меня долгие хорошие взаимоотношения, у них хорошая команда.

Что ты, как человек, работающий с монструозными компаниями, посоветовал бы начинающим предпринимателям?

Я бы посоветовал пройтись по российской промышленности — там полно нерешенных конкретных задач. Стоит решить какую-то одну, и финансовое счастье вам обеспечено. Разберитесь в какой-то одной, полезной людям деятельности. Как только вы начнете это делать — поймете, какое там количество дыр, которые необходимо заделать.

Что для тебя счастье?

Счастье — это женское понятие, которого не существует для мужчины.

Почему?

Женщины могут легко определять, счастливы они или нет — это их такой дискурс. В мужском дискурсе такого понятия нет.

Что ж, спасибо за честные ответы и удачи.

Автор: Елена Привалова

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.