Последовательное масштабирование бизнеса стартапа
Директор по инвестициям Runa Capital Гайдар Магдануров рассказывает о последовательном масштабировании бизнеса стартапа. Самая большая ошибка — масштабировать продукт, который технологически или процессно не готов.
Жизненный цикл продукта, создаваемого стартапом можно разбить на несколько последовательных этапов, для простоты всего четыре.
Создание продукта
На этом этапе происходит разработка, тестирование и запуск продукта. Аудитория продукта — первые пользователи, которые встречают все недоработки и проблемы и дают обратную связь. На этом этапе не важна большая аудитория — важно отполировать продукт и сделать его качественным.
Тестирование модели
Когда продукт готов к эксплуатации, наступает время тестировать работоспособность бизнес-модели, принимать первые платежи от пользователей, запускать в работу услуги. На этом этапе важно привлечение дополнительных пользователей, которые будут знакомиться с продуктом, тестировать его в деле и платить первые деньги (возможно только обещать платить, вводить данные кредитной карты).
Выстраивание процессов
Когда модель проверена, доказана ее работоспособность и потенциальная успешность бизнеса на этой модели, пора приступать к выстраиванию процессов работы с клиентами. На этом этапе определяются и фиксируются параметры конверсии, стоимость обслуживания клиента, стоимость привлечения клиента, средний доход с клиента.
Выстраивается инфраструктура. Конечная цель этого этапа — получить масштабируемую модель, которая будет оставаться прибыльной при росте количества пользователей и работающую инфраструктуру для качественного предоставления услуг большому количеству пользователей.
Масштабирование
Самый интересный этап, который проверяет качество подготовки. На этом этапе массово привлекаются пользователи, проводятся рекламные кампании, наращивается аудитория проекта. На этом этапе тестируются маркетинговые каналы, выбираются самые эффективные и увеличиваются активности и бюджеты в эффективных каналах.
Своевременность и последовательность крайне важна. Тестируя модель на откровенно сыром продукте можно получить неверный результат – возможно люди готовы платить за продукт, да качество отпугивает. Не проверив и не выстроив модель тестировать процессы тоже бессмысленно – возможно, что и денег-то заработать нельзя в модели, и не важна здесь стоимость привлечения клиента.
Самая, конечно, большая ошибка — масштабировать продукт, который технологически или процессно не готов — бизнес может захлебнуться. Представьте себе, что на вашу социальную сеть вместо сотен обрушились миллионы и сервера не приходят в сознание.
Или же, ваша техническая поддержка не справляется с возросшим количеством звонков. Или расходы на предоставление продукта растут с ростом количества покупателей. Все это может сильно покалечить встающий на ноги бизнес.
Комментировать