Виталий Гончарук, Augmented Pixels: «Когда все идёт нормально, инвесторы приходят сами»

Виталий Гончарук, Augmented Pixels: «Когда все идёт нормально, инвесторы приходят сами»

Когда дополненная реальность станет обыденностью и почему его компания не работает на отечественный рынок, в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказал основатель Augmented Pixels Виталий Гончарук.

13 марта 2013

Виталий Гончарук, Augmented Pixels: «Когда все идёт нормально, инвесторы приходят сами» Виталий ГончарукКогда дополненная реальность станет обыденностью и почему его компания не работает на отечественный рынок, в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказал основатель Augmented Pixels Виталий Гончарук.

Компания AR23D (затем Augmented Pixels) появилась в 2010 году, практически одновременно с выходом дополненной реальности в широкие массы. Это был правильный анализ тенденций или предпринимательское чутьё?

Вы знаете, в 2010 году всех, кто занимался дополненной реальностью, считали немножко сумасшедшими. На тот момент это были просто какие-то красивые картинки, красивые концепты, но, с точки зрения бизнеса, в 2010 году дополненная реальность казалась не лучшим вариантом. Так что, скорее, сработало какое-то внутреннее чутьё.

Что собой представляла ваша первая игра, где она была представлена?

Эта игра существует до сих пор, она называется AR Basketball, видео с ней можно посмотреть на нашем канале в YouTube. Суть в том, что на установленном маркере показывается баскетбольная корзина, в которую можно кидать мяч.

Игра выбиралась в 2010 году в AppStore как «New&Noteworthy», что говорит о её хорошем качестве. Потом у нас состоялся ряд интересных переговоров по этой игре с NBA, мы даже хотели её лицензировать, но, по ряду причин, этого не произошло.

У вас два направления развития — В2В и мобильные разработки для В2С. Где можно купить ваши мобильные игры? AppStore?

Да, в AppStore. У нас есть приложение и для Android, но это больше В2В направление. А для В2С AppStore коммерчески более привлекателен.

AR Basketball — наша самая загружаемая игра. За весь период у неё уже есть, я думаю, около полумиллиона загрузок. Но сейчас мы сознательно не вкладываем деньги в рекламу, так как заняты разработкой большого игрового портфолио. Только после его завершения мы собираемся вкладывать деньги в маркетинг.

Основные конкуренты Augmented Pixels на постсоветском пространстве и в мире?

Мы не конкурируем за украинский и российский рынок, потому что мы с ним просто не работаем. Есть несколько украинских компаний, работающих в области дополнительной реальности, одна из них даже привлекла недавно инвестиции. Но там все построено на сублицензировании. К тому же, насколько мне известно, эти компании не прибыльные. Со стороны сложно сказать, на чём они зарабатывают.

Подобная ситуация объясняется тем, что дополненная реальность требует достаточно большой квалификации разработчиков. Если сотрудник начал заниматься этим направлением, ему нужно потратить полгода только на обучение, к тому же уже владея очень хорошим математическим аппаратом.

В России тоже есть пять-шесть компаний, которые что-то делают в дополненной реальности, но они в основном специализируются на поставке оборудования и решений в торговые центры. Все другие попытки начать разработку технологий дополненной реальности с нуля, насколько мне известно, оказались неудачными.

На международном рынке, с точки зрения технологий, наши конкуренты — это Metaio (Германия) и Qualcomm (США). С точки зрения продуктовой линейки (игры и приложения), существует несколько компаний, которые расположены в Штатах, и которые создают или хотят создавать вещи такого же качества, что и мы.

Ваши заказчики находятся за рубежом. Почему так? У нас ещё нет спроса на такие технологии или бизнес не готов платить за них?

Предложения от наших заказчиков поступали, но я на них особо не реагирую. Хотя сейчас мы находимся в стадии очередных переговоров. Понимаете, сам рынок, неважно, российский или украинский, недостаточно ёмкий.

Одно дело — делать приложение для Штатов, где у всех есть смартфоны, а другое — для России или Украины. Наш рынок к этому ещё не готов, сейчас у него не та зрелость. Есть, конечно, отдельные заказы, но они направлены на очень узкую аудиторию.

За год вы стали прибыльной компанией. Как вам это удалось на новом рынке?

Просто мы умеем продавать. Когда у вас классная технология, когда у вас есть репутация, какие-то рекомендации и вы умеете продавать, как можно не стать прибыльной компанией? Нужно просто найти эти три составляющие.

Изначально наиболее безопасный бизнес — это бизнес В2С. Ваш большой контракт в В2В может быть, а может и не быть. Поэтому основное внимание мы всегда уделяли пользовательским приложениям, делая и тогда, и сейчас ставку на В2С. А направление В2В появилось позже. Тот портфель, который мы разрабатываем в 2013 году, на 80% состоит из В2С-разработок, и только на 20% — из В2В.

«Сарафанное радио» о вашей репутации зародилось в Штатах?

Нет, первый клиент у нас вообще был с Ближнего Востока. Я жил там некоторое время до этого и знаю, как все устроено, с точки зрения ведения бизнеса. А потом параллельно пошли Штаты, Великобритания…

Насколько вообще сложно вести бизнес с арабскими партнёрами, какие там возникают особенности?

Конечно, есть определённая специфика, менталитет, но, если вы изучите их правила и нацелены делать продажи на Ближнем Востоке, проблем не возникает. Там живут очень адекватные люди, и с ним очень приятно общаться.

Они понимают, что могут возникнуть какие-то нюансы в процессе разработки, это те люди, которые сотрудничают с исполнителем внутри проекта. Если происходит какая-то объективная задержка, то они воспринимают это совершенно адекватно и не пойдут на штрафные санкции или какие-то некрасивые действия. На самом деле, Ближний Восток — очень интересные заказчики.

С некоторыми клиентами из Штатов и Германии мы познакомились благодаря хорошим рекомендациям именно от клиентов из арабского мира. Если вы сделали какой-то проект в Дубае или Саудовской Аравии, и у вас там хорошая репутация, то получить какие-то контакты в Штатах или Британии достаточно просто.

Начинали вы AR23D на собственные сбережения. Сейчас прошёл первый раунд привлечения инвестиций?

Да, мы ни у кого ничего не одалживали, стартовали, используя собственные финансы и собственные технологии. Недавнее привлечение инвестиций от AVentures Capital сделано для того, чтобы продолжать выстраивать нашу стратегию по капитализации компании.

Инвестиции, привлечённые сейчас, нужны нам, скорее, для получения коммуникаций, опыта ведения публичного бизнеса и тому подобных вещей. У нас не было насущной потребности взять у кого-то деньги. Это, скорее, финансовая стратегия компании.

До AVentures Capital мы общались с достаточно большим кругом потенциальных инвесторов, стараясь найти наиболее подходящих, с нашей точки зрения, людей. Тех, с кем мы можем сотрудничать, с кем у нас самый низкий уровень потенциальной конфликтности или непонимания путей развития компании.

Когда вы видите, что в будущем с кем-то могут возникнуть конфликты, зачем делать этого кого-то партнёром?

Текущий раунд мы уже закрыли. Если все пойдёт хорошо, то обязательно состоится и следующий раунд. Собственно, мы занимаемся бизнесом, а инвесторы, когда все идёт нормально, приходят сами.

Вы не собираетесь перемещать команду в Долину или ещё какой-то технологический хаб?

Дело в том, что сама компания фактически расположена не в Украине. Здесь находятся только разработчики, работающие с нами по контракту. К сожалению, Украина не является тем местом, где сегодня интересно располагать бизнес. Плюс продажники должны сидеть на том рынке, где мы работаем. Поэтому наш основной офис и люди, которые непосредственно продают наши продукты, находятся в Штатах.

Будущее технологий дополненной реальности, в частности, игр с использованием этих технологий? Можно ли говорить о создании в будущем определённой экосистемы игроков в дополненной реальности?

Для начала в играх с дополненной реальностью мы хотим дойти хотя бы до уровня традиционных игр для мобильных, рынок которых имеет очень большой объём. Непопулярность таких игр сейчас заключается в отсутствии нормальных технологий, то есть они проблемные просто с точки зрения использования их игроком. В основном сегодня это касается программной части.

Поэтому сейчас вопрос, скорее, в том, чтобы правильно раскрыть технологию, правильно показать потребителю, как нею пользоваться. Те, кому это удаётся, получают довольно интересные результаты, так как дополненная реальность сама по себе вовлекает пользователя в интеракцию.

Плюс есть второй момент — девайсовый. Многие предрекают, что на смену смартфонам придут различные типы AR-очков. Тогда будет ликвидирована проблема экрана, и мы сможем получать картинку без необходимости что-то поднимать, трогать или выполнять ещё какие-то действия.

Посмотрим, что будет с этим сектором через 3–4 года. Если всё сложится хорошо, дополненная реальность станет основной технологией. Потому что тогда Google Glasses придут на смену смартфонам и превратятся в основную технологическую платформу. Но для этого такие девайсы должны работать «без костылей», а на сегодняшний день не решены многие проблемы по их взаимодействию. Однако перспективы у направления очень хорошие.

Автор: Оксана Ткаченко

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.