Владимир Синельников, Edutainme: «Чтобы разработчики делали что-то полезное для образования — нужна обратная связь»

Владимир Синельников, Edutainme: «Чтобы разработчики делали что-то полезное для образования — нужна обратная связь»

О проблемах современного базового образования рассказали основатели сайта Владимир Синельников и Наталья Чеботарь.

17 июня 2013

Владимир Синельников, Edutainme: «Чтобы разработчики делали что-то полезное для образования — нужна обратная связь» Edutainme.ru — интернет-журнал о будущем образования и технологиях, которые его меняют.

О проблемах современного базового образования и своей попытке изменить сложившуюся ситуацию в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказали основатели сайта Владимир Синельников и Наталья Чеботарь.

Первый вопрос вам, как основателям: как возникла сама идея и для чего предназначен ваш ресурс?

У нас довольно большой опыт в IT. У Вовы — интернет-агентство «Аэро», а Наташа занималась маркетингом в «Объединённой компании Афиши и Рамблера».

Грустно было смотреть на то, как бурно развиваются технологии в зарубежном образовании и насколько мы в этом отстали. У нас все замечательно с IT, но учителя и вообще люди, связанные с образованием, далеки от технологического сообщества. Их явно нужно было как-то объединить, чтобы сдвинуть процесс с места. Мы решили начать с информационного поля.

На кого вы ориентируетесь? Ведь ваша аудитория не ограничена только преподавателями?

Вообще-то у нас три аудитории.

Первая — это учителя, профессура, методисты, чиновники, связанные с образованием. В общем, всё российское образовательное сообщество. Вторая — это собственно те, кто технологии разрабатывает. Оставшиеся — это праздношатающиеся: продвинутые родители, просто любопытные, которым интересна тема образования.

Нас интересует, прежде всего, институциональное базовое образование — детский сад, школа, вуз и, может быть, какое-то дополнительное профессиональное образование.

Последнее не означает посидеть вечером посмотреть лекцию или пойти послушать её в качестве развлечения с девушкой. Мы говорим о полноценном образовании, которое в мире, где задействованы технологии, сильно меняется. Меняются подходы, сам взгляд на образование, аудитория.

Перед публичным запуском вы общались с представителями своей целевой аудитории?

Мы тестировали идею на разных людях, имеющих отношение и к чиновникам, и к образовательному процессу, но это сложно назвать серьёзным исследованием. В итоге, решили вначале запуститься, а потом смотреть, что будет происходить. И в том числе, адаптировать материалы уже с пониманием того, что интересно нашим аудиториям, на каком языке с ними вообще говорить.

У учителей есть своя особенная терминология. Например, Интернет они называют информационно-коммуникационной технологией (ИКТ). Так что изначально мы делали проект, чтобы до них достучаться, и сейчас смотрим на реакцию, о которой заранее не знали.

Какой была реакция преподавателей, чиновников на ваш ресурс? Насколько они готовы к сотрудничеству в рамках такого проекта?

Те, кого мы ждали, пришли, остались и даже иногда пишут благодарственные письма. Так что, можно сказать, идею восприняли положительно.

Критики особенно не видим, но и аудитория у нас очень продвинутая. Если преподаватели, то передовые, те, что сидят в соцсетях, следят за тем, что происходит в мире.

В любом случае, какая-то обратная связь уже наблюдается.

Даже лучше и больше, чем мы ожидали. Пришли те, до кого, как нам казалось, будет трудно достучаться. И времени, мы думали, потребуется на это гораздо больше. Видно, как разносится весть.

И как вы до них пытались достучаться?

Если честно, пока мы были заняты запуском, маркетингом вообще никак не занимались. Так что это люди, которые сами нас нашли.

Но изначально весь контент подбирался по принципу отсутствия информации о каких-то идеях, проектах и технологиях на русском языке — отсутствие материалов вообще либо отсутствие хорошо написанной и понятной информации. Поэтому в поиске мы оказываемся единственными, кто об этом написал.

А кто является вашими авторами? Ведь у вас есть не только хорошо написанные статьи, но и интервью.

Мы долго собирали команду и собираем до сих пор. Сразу стало понятно, что найти авторов, которые смогут писать на человеческом языке о технологиях, да ещё и в образовании, будет непросто.

Информацию нужно собирать почти шпионскими методами, анализировать её, а потом еще записать все красивым русским языком, понятным и для разработчиков, и для преподавателей. Поэтому запускались мы долго, полгода, пока нашли тех самых людей.

Идейный вдохновитель проекта из вас двоих кто?

Идейный вдохновитель — Вова, Наташа — двигатель. Но, во-первых, мы сами молодые родители, и это тоже в какой-то мере повлияло на возникновение идеи. Когда становишься молодой семьёй, начинаешь немного иначе смотреть на мир и возникают совершенно другие мотиваторы.

И, во-вторых, сейчас в образовании становятся возможны совершенно фантастические вещи, очень хочется, чтобы они появлялись и в России.

Проект вы начинали делать на собственные деньги. Пытались привлечь каких-то инвесторов или никто не интересовался пока этой темой?

Мы и делаем его на собственные деньги. В первую же неделю после запуска нам написали несколько человек из разных фондов, но мы себя на самом деле не рассматриваем как инвестиционный проект. У нас другие задачи, и пока что нам интересно нести людям те знания, которыми мы обладаем, и самим учиться.

Мы не ожидали, что так быстро откликнутся вузы. Школьных учителей пока у нас мало, а вот представители университетов из разных городов России появляются чаще, и это очень радует. Возможно, это связано с тем, что вузы более открыты, чем школы, которые больше похожи на системные предприятия. Очень трудно прийти человеку с улицы и предложить что-то школе или, например, провести опрос.

Учителя часто воспринимают технологии в штыки, они считают предложение технологических вещей попыткой подозрительных фирм продать им за бюджетные деньги что-то совершенно ненужное. А чтобы разработчики делали что-то действительно полезное для образования, нужна обратная связь.

Мы как раз пытаемся стать той площадкой, которая сможет помочь и тем, и другим.

Потребность в знаниях мы уже видим, люди приходят к нам сами. Для учителей есть миллион каких-то платных курсов, конференций и прочего, но в заявленных темах часто встречается нечто вроде «Применения технологий Power Point в обучении».

Качественной информации на русском практически нет. И если IT-сообщество ещё как-то проявляет себя в вузах, то в школах все пока в лучшем случае всё ограничивается электронным документооборотом.

И ваш проект, судя по всему, должен стать одним из мостиков между IT-сообщество и школьными учителями?

Мы готовим почву для того, чтобы образовательных проектов было больше, чтобы на них появился запрос. Пока приходится рассказывать больше об иностранных практиках и идеях, представляющих интерес, с нашей точки зрения, о проектах, которыми можно пользоваться даже на английском языке.

Например, есть такой стартап — LateNiteLab. Они сделали около 150 электронных лабораторий по химии и биологии — полный школьный курс. Все опыты, которые может проводить ученик, с открытым концом. Нет правильных или неправильных экспериментов, лаборатория абсолютно точно повторяет реальность. И особых знаний английского языка там не нужно. При желании можно эти лаборатории использовать и в русских школах, если о них знать.

С просветительской стороны всё ясно. А как ваш проект будет выживать и монетизироваться?

Все СМИ монетизируются приблизительно похожим образом — они либо продают рекламу, либо вступают в какие-то партнёрские отношения и делают специальные проекты с разными компаниями.

Второй вариант нам ближе. Интересно было бы делать проекты совместно с вузами или крупным бизнесом, который является потенциальным заказчиком на повышение качества образования.

Мы не ставим целью зарабатывать на проекте, поэтому не развиваем какую-то бурную бизнес-деятельность. Просто будем стараться поддерживать проект на уровне, чтобы качественно и в большом объёме доносить информацию, которая нам интересна, до всех наших аудиторий. Это, на самом деле, не требует сумасшедших вложений. Но мы уверены, что, рано или поздно, найдутся люди, которые будут с нами сотрудничать и обеспечивать необходимое финансовое участие.

Какими вы видите перспективы образования в России, удастся ли сломить ту ситуацию, которая сейчас сложилась?

Кажется, её могут сломить только отдельные качественные частные инициативы. Есть неплохие государственные проекты и курс на реформирование системы образования, но даже в более сильных в этом отношении странах технологическая революция не спускается сверху, государство может только грамотно подхватить волну. За технологиями оно уже никогда не сможет угнаться.

Мы пытаемся создать среду для таких инициатив и надеемся, что наши читатели и подписчики не сидят, сложа руки. Каждый, кто владеет информацией, может у себя в школе, институте или дома начать изменения.

Автор: Оксана Ткаченко

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.