Юзабилити тестирование сайта или почему клиенты уходят

Юзабилити тестирование сайта или почему клиенты уходят

Вы разработали сайт под определенные задачи. По вашему мнению, он выглядит просто идеальным. Вам все понятно, алгоритм действий привычный и, кажется, все идет отлично. Но, чу! Похоже, что-то пошло не так. Вы установили сервис для аналитики посещений сайта и поняли, в чем беда. С казалось бы отличного проекта начался отток посетителей. Почему пользователи уходят и как их вернуть? Или ваш проект пока в стадии завершения и вы хотите понять, все ли в нем будет удобно обычным интернет-юзерам? 

3 декабря 2015

Вы разработали сайт под определенные задачи. По вашему мнению, он выглядит просто идеальным. Вам все понятно, алгоритм действий привычный и, кажется, все идет отлично. Но, чу! Похоже, что-то пошло не так. Вы установили сервис для аналитики посещений сайта и поняли, в чем беда. С казалось бы отличного проекта начался отток посетителей. Почему пользователи уходят и как их вернуть? Или ваш проект пока в стадии завершения и вы хотите понять, все ли в нем будет удобно обычным интернет-юзерам? 

С одной стороны, вы уверены, что интерфейс совершенно понятен. Но ведь и пользователи в сети обладают самым разным уровнем сетевой грамотности. Особенно, если ваш проект рассчитан на обширную аудиторию. И вот здесь приходит на помощь юзабилити тестирование. Что это такое и с чего его употребляют?

Как мы уже писали в начале, любой сайт или приложение создается под определенные задачи. Будь то интернет-магазин натуральной косметики, библиотека научной фантастики, игра о злых собаках или портал о разведении домашних свинок в условиях дикой природы. Так вот, юзабилити это и есть степень удобства использования вашего продукта для решения поставленных задач кругом пользователей, на которых рассчитан проект. Тестирование юзабилити сайта помогает выявить слабые места и вовремя исправить ошибки. Как разработчик, вы можете не видеть проблем из-за замыленности взгляда. Вам кажется вполне очевидным, что кнопка поиска находится в правом нижнем углу или, что в главное меню можно выйти простым кликом по логотипу магазина. Поэтому и нужен посторонний человек, который вытащит на поверхность баги и позволит сделать дизайн сайта более удобным для широкой аудитории. В вашем интернет-шопе не останется покупателей, если при оформлении заказа будет выскакивать ошибка. А на портал о разведении морских свинок просто перестанут заходить, если попытка перейти в главное меню будет перенаправлять пользователя на сторонний ресурс из-за пропущенной опечатки в коде.  

Среднестатистический пользователь из вашей целевой категории позволит разобраться, какие страницы сложны или неприятны для восприятия, корректно ли работает каждая из добавленных функций и достаточное ли их количество для удобного серфинга по сайту? Приятная ли цветовая гамма и просто ли найти искомую информацию? Может, страницы корректно отображаются только в Yandex браузере, а при загрузке в GoogleChromeили в мобильной версии половина текста бесследно исчезает с экрана?

Как провести юзабилити тестирование?

Сделать это можно самостоятельно или обратиться в специализированные лаборатории. С помощью определенных сервисов (например, GoogleAnalytics) можно определить, на каких именно страницах есть проблемы. То есть, на каком этапе начинают уходить пользователи. После этого для тестирования следует построить определенный сценарий, выполнение задач в котором должно затронуть все проблемные зоны. Как выбирать респондентов? Необходимо вывести портрет типичного пользователя вашего продукта. То есть, для проверки интерфейса сайта для взрослых не подойдет 12-летний подросток, а для заказа современного гаджета в интернет-магазине – 70-летняя женщина, чьи возможности ограничиваются поиском кулинарных рецептов. Для тестирования стоит взять около 10 пользователей. Этого количества вполне достаточно, чтобы выявить проблемы. Процедура обычно происходит с аудио- или видеофиксацией. Это помогает определить отношение пользователя к продукту и проследить его реакции на те или иные аспекты работы сайта. Для тестирования необходима запись не только самого тестировщика, но и экрана. Кроме того, пользователь должен будет комментировать процесс и возникающие в ходе выполнение задания эмоции. Сразу после тестирования опросите пользователя, попросите рассказать о своих впечатлениях. О том, что ему показалось неудобным. Само собой, нет нужды сразу же менять интерфейс, руководствуясь мнением одного или двух респондентов. Но стоит учесть общие для всех участников тестирования неудобства и определить проблемные точки.

Юзабилити тестирование сайта или почему клиенты уходят Тестирование юзабилити сайта

После проведения теста необходимо проанализировать все аудио- и видеоматериалы. И по результатам исследования вы уже будете понимать, какие именно коррективы следует внести в дизайн вашего сайта. Например, добавить всплывающие подсказки в малопонятные пользователям места, ярче выделить ключевые кнопки или изменить их расположение на странице, убрать лишние функции.

Юзабилити тестирование не обязательно проводится лишь при наличии определенной проблемы. В любом случае дизайн сайта стоит проверить на соответствие ожиданиям пользователей. Так вы поймете уже на начальном этапе, воспримет ли его хорошо аудитория, под которую проект разработан. Во время тестирования стоит учесть первоначальное впечатление (пользователь не должен стремиться покинуть открытую страницу после беглого взгляда на нее), удобство интерфейса, работоспособность всех функций, корректную отработку основных сценариев (оформление заказа, оставление отзыва, открытие новой темы и т. д.). 

Автор: Евгений Д.

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.