Эксперимент Сергея Лукьяненко: может ли писатель заработать в Интернете?

Эксперимент Сергея Лукьяненко: может ли писатель заработать в Интернете?

Так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём копию? Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг» попытались дать ответ на этот вопрос.

15 мая 2012

Так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём копию? Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг» попытались дать ответ на этот вопрос.

Эксперимент Сергея Лукьяненко: может ли писатель заработать в Интернете? Среди множества мифов, сопровождающих способы заработка в Интернете, очень популярен миф о том, как просто в виртуальном мире заработать начинающему автору. Тут и затраты на публикацию цифровых копий в разы меньше, и сарафанная реклама талантливого произведения денег не требует.

Но так ли просто продавать электронные книги и сколько, на самом деле, готов покупатель выложить в Интернете за приобретённую законным путём, а не скачанную с пиратского ресурса, копию?

Писатель Сергей Лукьяненко и авторы блога «Планета е-книг», являющегося частью интернет-проекта Российской государственной библиотеки для молодёжи, попытались дать ответ на этот вопрос.

В качестве исходных данных используются открытые результаты эксперимента Лукьяненко по электронной продаже книги «Новый дозор», опубликованные автором в личном блоге. Итак, продажи электронных копий велись на нескольких площадках: Amazon (версия для Kindle), «Имхонет», «Плати.ру», через кнопку «donate» системы PayPal.

Что же смог заработать такой раскрученный и востребованный автор, как Сергей Лукьяненко, через продажу безбумажных копий в Интернете?

1. На Amazon было продано 55 экземпляров, с роялти от 35% до 70%. Итоговая сумма — $204,41. При этом Лукьяненко подчёркивает, что возникли некоторые проблемы с автоматической перекодировкой, плюс очень быстро книга в формате Kindle стала доступна у пиратов.

2. Через «Имхонет» было продано 396 экземпляров, в том числе электронных — 171, через функцию «спасибо» — 43, печатных — 182. Общая выручка составила 70 488 рублей, при этом около 150 экземпляров были приобретены как «книга с автографом», составив больше половины полученной суммы в денежном эквиваленте.

3. Общая сумма, полученная через Плати.ру, составила около 33 000 рублей плюс около 4000 долларов. К сожалению, Лукьяненко не указал количество проданных экземпляров, в отличие от первых двух сервисов.

4. Через кнопку «donate» системы PayPal автор получил около 2000 долларов (без учёта комиссии системы) при средней сумме пожертвования 4 доллара. Хотя в основном перечисляемые суммы находились в рамках заявленной, автор отмечает, что были перечисления и по доллару, и по сто фунтов.

Итак, общая сумма, полученная в виде оплаты книги и добровольных пожертвований, составила около $10000. При этом стартовый тираж «Нового Дозора» — 120 000 экземпляров. Не раскрывая процентных ставок, являющихся коммерческой тайной, Сергей Лукьяненко отмечает, что «полученная в электронном виде сумма хоть и впечатляющая, но больше чем на порядок уступает моему „бумажному“ гонорару».

Читать также:

Маркетологу в помощь

8 книг в помощь стартаперу

Очень приблизительно можно оценить объем проданных электронных копий в несколько тысяч экземпляров (сопоставляя имеющиеся данные по числу проданных экземпляров и полученного вознаграждения).

По результатам эксперимента выходит, что начинающему писателю практически нереально зарабатывать достаточные для существования средства, публикуя свои издания в виде электронных книг. «Сколько соберёт писатель, чьи книги сейчас выходят тиражом не в 120, а в 12 тысяч экземпляров? В десять раз меньше. Тысячу долларов за год труда.

Какой у него выход из ситуации? Либо забросить писательство, либо работать в другом месте, а литературу свести к хобби, либо „гнать вал“ — чтобы зарабатывать не тысячу, а хотя бы три-четыре тысячи в год (на самом деле это нереально, качество упадёт быстро и доходы тоже)».

И если ситуация с доходами от электронных копий не изменится в лучшую сторону, неизбежна смерть популярной литературы, так как «чтобы получать достойный гонорар за электронные книги, автор должен быть суперпопулярен. Если он суперпопулярен — он пока ещё зарабатывает на бумажных книгах столько, что электронные не играют для него существенной роли.

Но процесс идёт. Бумажные тиражи будут падать. И если навстречу этому падению не будут расти дохода авторов от электронной торговли книгами-то на графике мы получим „писательский крест“, который убьёт популярную литературу».

В заключительных выводах Сергей Лукьяненко фактически даёт советы тем, кто все же решил пуститься в рискованное плавание по морю электронной торговли:

«1. Электронное книгоиздание потихоньку развивается. Но, увы, недостаточно быстро, чтобы успевать за падением бумажных тиражей.

2. Наиболее перспективным для авторов является все-таки не сервисы, позволяющие „пожертвовать“ автору деньги (я, кстати, не говорю о том, что многим, в том числе и мне, очень неприятно вешать кнопку „донат“ — в мире миллиарды людей, которым нужны именно пожертвования), а нормальные сервисы продающие электронные книги.

3. Нормальным сервисом, продающим электронные книги, является такой, который предоставляет автору (либо его агенту, либо электронному издательству — а там уж как оно с автором договорится) всю оплату за вычетом 10–15% комиссионных.

4. В дальнейшем я предполагаю оставлять за собой ВСЕ электронные права на новые книги, поскольку существующие издательства не умеют работать в Интернете и осуществлять электронную торговлю лично… Для кого-то из авторов полезен будет личный электронный магазин книг. Для других — единый магазин, по типу того же „Литреса“ или прочих, который будет совмещать удобный сервис, разнообразие форм оплаты, разные форматы книг…»

Анализируя первые результаты эксперимента Лукьяненко, «Планета е-книг» даёт собственное видение проблемы. Так, для выявления талантливых авторов предлагается следующее: «должен быть механизм выявления талантливых авторов, нуждающихся и в поддержке и в раскрутке (на мой взгляд, тут должны работать механизмы профессиональной самоорганизации авторов и издателей).

Гарантированная покупка части печатного тиража (напомню, что в стране св. 40 тысяч библиотек и для региональных и крупных муниципальных библиотек несколько тысяч — это минимум-миниморум) и гарантированная покупка права неограниченных выдач на цифровом абонементе во всех библиотеках (даже при условии покупки по крупнооптовым расценкам) могут поддержать некоммерческие издания талантливых авторов.

Думаю, что аналогичные методы поддержки могут быть применены к изданию учебной литературы и литературы, которую будут читать студенты, аспиранты и учёные. Тут тираж в 1–2 тысячи экземпляров считается высоким и тут, на мой взгляд, гарантированная покупка части тиража печатных копий для крупных библиотек и покупка оптом права неограниченного абонемента „в цифре“ поможет авторам получить хоть какое-то вознаграждение».

Что касается коммерческих изданий, в расчёте на полное обеспечение жизни за счёт гонораров от их публикации, то «коммерческие издания (с прицелом на то, чтобы „жить на гонорары“) начинаются где-то с 10–15 тысяч экземпляров первого издания в твёрдом переплёте. Ещё кое-что даст мягкий переплёт и продажа электронных копий не позже чем „день-в-день“ с началом продаж книг в твёрдом переплёте.

Понятно, что у последней книги Лукьяненко тираж на порядок выше и, пока что, печатная часть тиража даёт большую часть дохода. Думаю, что у тиражей (авторов, чьи книги издаются тиражом свыше) 10–15 тыс. экз. уже в ближайшее время продажи легальных цифровых копий начнут давать свыше 50% дохода.

У тиражей (авторов, чьи книги издаются тиражом свыше) от 100 тысяч экземпляров, думаю, есть ещё какое-то время, пока печатные тиражи даже раскрученных книг упадут ниже 100 тыс. экз. и основные доходы станут давать продажи легальных цифровых копий. Думаю, что 5–7 лет — это предел того временного задела, который есть даже у раскрученных авторов, чтобы найти механизм продаж, в котором св. 50% дохода автору приносят легальные продажи цифровых копий».

При этом была произведена попытка оценить число легальных цифровых копий (этот вопрос волнует не только Сергея Лукьяненко в цитируемой публикации, но и любого другого автора, чьи произведения присутствуют в оцифрованном виде в Интернете): «Думаю, что по налаженным каналам торговля шла, как минимум, не хуже и продано за два месяца должно быть как минимум не менее того, что автор продал сам.

Получается (с очень большой долей „прикидки“), что за 2 месяца продано 7–10 тысяч легальных копий книги. Думаю, что печатной книги продали не более чем 40–50 тысяч экземпляров, т. е. подтверждается гипотеза о том, что для тех произведений, которые есть в легальной продаже, количество продаж легальных цифровых копий составляет 10–15% общего числа продаж».

Как видим, заработать на жизнь писательством в Интернете не так уж просто. Помимо хорошего пера, необходимо иметь недюжинный предпринимательский талант или человека, который готов взять на себя тяготы продвижения вашего личного бренда в цифровом мире.

Автор: Оксана Ткаченко

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.