Проблема в том, что многие люди у нас не умеют читать. Человек читает пост в интернете или даже статью, и зачастую не понимает, что там написано, а представляет свою внутреннюю правду.
Конференция «БИЗНЕС ONLINE»: e-commerce ждут хорошие времена
30 марта в Digital October прошла конференция, на которой обсуждались проблемы и тенденции рынка электронной коммерции в России. Вашему вниманию представляется интересная информация с мероприятия.
3 апреля 2012
30 марта в Digital October прошла конференция «БИЗНЕС ONLINE. Будущее электронной коммерции», на которой обсуждались проблемы и тенденции рынка электронной коммерции в России.
Первым выступил Борис Овчинников, партнер Data Insight, он назвал 6 трендов в электронной коммерции в России.
Первый тренд - это регионализация. Оборот e-commerce в регионах растет примерно в 2 раза быстрее, чем в Москве и Петербурге и будет продолжать расти. Главный драйвер онлайн-покупок в регионах — в Сети можно купить то, чего нет в местной рознице. Или оно есть, но за гораздо большие деньги.
Второй тренд - это дивесификация инвестиций. Растёт количество «больших» проектов с финансами, инфраструктурой и сильными командами. Притом такие проекты уже есть или скоро появятся во всех сегментах онлайн-рынка.
Третий тренд - это упор на бренд и универсализация. Интернет-магазины «устали» конкурировать за поисковый трафик и сильнейшие будут делать ставку на бренд. Один из путей строительства бренда — через создание «знания», что на этом сайте «можно купить все», т.е. значительное расширение ассортимента. Примерами таких сайтов могут быть OZON, Доставка.ru, E5.ru, Enter.ru и т.д.
Четвертый тренд - это интеграция оффлайна и онлайна. Это:
- заказ через терминалы: Ситилинк, Юлмарт, Enter и др.
- возврат к каталогам: например Enter, Почта России
- развитие сети пунктов самовывоза: практически все IT-интеграция(в т.ч. данные о наличии товара) и единая логистика
- оффлайновые сети агентов онлайн-магазинов
Пятый тренд - это безусловно мобильная коммерция. Поиск предложений, сравнение цен в процессе «оффлайнового» шоппинга. Широкое распространение мобильных сайтов и приложений для покупок и отслеживания статуса заказа.
Шестой тренд - это купоны на товары. Купонные сервисы начали продавать не только услуги, но и товары — притом тысячи заказов в день. Покупая купоны, пользователи привыкают к предоплате карточкой, и это косвенно стимулирует всю отрасль электронной коммерции.
Источники роста рынка электронной коммерции:
- рост количества онлайн-покупателей в регионах
- «диверсификация» онлайн-покупок в регионах (не только одежда или не только билеты)
- рост частоты покупок в Москве и Питере
- рекламная активность интернет-магазинов
- улучшение сервиса, в т.ч. доставки
- упрощение покупок благодаря онлайн-платежам и мобильным интерфейсам
Затем выступила Анна Березовская, генеральный директор Groupon Russia. Она рассказала про свой опыт работы в Groupon вообще и поделилась информацией, почему же Groupon такая эффективная компания. Это, по её словам, достигается за счёт постоянного обучения всех сотрудников. Человек пришёл в компанию, но он не просто работает и делает карьеру. Он постоянно обучается. Очень популярны треннинги и семинары.
Одной из причин быстрого продвижения Groupon на мировых рынках — постоянный обмен опытом между директорами компании в разных странах.
По словам Анны, очень часто устраивается интерактивное заседание. В одно время собираются все директора всех стран, где работает Groupon и обмениваются опытом по каким-то вопросам или кто-то один читает доклад или лекцию.
Это позволяет узнать о проблемах и способах их решения до того, как они проявятся на каком-то другом рынке. Кроме того, что идёт такой обмен знаниями — каждый директор Groupon в отдельно взятой стране, конкурирует с представителями в других странах.
В компании есть некая карта или база данных, где видно, в какой стране произошло увеличение объёмов, в какой спад, где хорошая динамика и т.д. Это является неким соревнованием.
После Анны выступил Дмитрий Коробицын, генеральный директор компании «Поставщик счастья». Он рассказал о своём мнении, когда стоит отдавать часть бизнеса на аутсорс.
Есть такая общеизвестная поговорка хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Во всяких бизнес школах говорят, отдайте на аутсорс, они там все сделают, они такая отличная команда, делают как для себя.
С поговоркой наверно большинство из вас согласны. Все таки как ни крути, хочешь сделать хорошо сделай это сам. С точки зрения бизнеса эта поговорка означает другой смысл.
Сделай сам, подразумевает не сделай своими руками, а сделай своей командой. Дмитрий разделил бизнес интернет-магазинов на некие 3 уровня:
Первый уровень - это интернет-магазин, состоящий из одного человека. Это кроха малыш делает все сам своими руками, один за всех и все за одного, вообще сам за все отвечает.
Второй уровень - подросток в сфере бизнеса. Это тот уровень, когда все бизнес-процессы сам в своей команде закрывать ещё не может, но просто объемы не те чтобы создавать свою команду. Поэтому это некий средний промежуточный уровень, мы все равно вынуждены что-то отдавать на аутсорс. Логистику, IT, рекламу что-то ещё.
Третий уровень — это когда вы имеете возможность создавать вою команду, свою логистику, своя реклама, свои программисты.
Теперь что касается IT. Магазин первого уровня — на этой стадии вы, скорее всего сами делаете все. Вы сами делаете свой сайт, обеспечиваете обновление товаров на нем. Скорее всего сами программируете. Или может человек сам не программист, но у него есть друг программист.
Магазин второго уровня. Если у вас на первом уровне был аутсорсинг, то, как правило, на втором уровне этот аутсорсинг как правило углубляется. Их становятся больше или они сами становятся крупнее. IT как правило на стороннем уровне тоже аутсорсинг.
А вот на 3-м уровне история совсем другая. Как правило, аутсорсинг полностью снижают. Потому что IT настолько важная история, важно гибко и оперативно влиять на своего программиста и на свой IT отдел. IT включает на уровень повыше. Не только задачи связанные с вебсайтом с внешним IT, но и задачи связанные с внутренним IT. Нужно чтобы у вас у все компьютеры в офисе работали и т.д.
Теперь что касается рекламы. Не знаю я случаев, когда в компании и контекст и seo — все в одном флаконе и все внутри. Как правило, есть ряд рекламных агентств обслуживающие компании. В зависимости от вашего масштаба.
На первом самом маленьком уровне, да, как правило, приходится самому. Рекламным агентствам вы ещё не интересны. Фрилансерам тоже. Либо вы на первом уровне продолжаете сами все делать, либо уже у вас начинаются разделения, контент кому-то отдали, программирование.
На втором уровне — появляется человек в компании который начинает всем этим рулить в компании. Либо это сам руководитель компании, либо это отдельная должность. Отдел продаж, понятие, какое-то странное, это call-центр. Но всегда ли call-центр — это отдел продаж? Зависит от товарной тематики.
Далее выступал Иван Владимиров, коммерческий директор Groupon Russia. Говорил о многочисленных скидочных сайтов, и что существуют некие правила, чтобы остаться и выжить. Только сейчас в России порядка 180 скидочных сайтов. Но тут надо понять кто какие задачи решает. Групон — публичная компания и сейчас его цель — принести побольше дивидентов своим акционерам.
Одна из вертикалей повышения прибыли — это расширение ассортимента и торговля товарами. Общий тренд - это глобализация. Компания активно росла и теперь, создав большую аудиторию - можно быстро выстраивать вертикали и зарабатывать деньги.
Иван привёл данные по аудитории Groupon в России. 84% аудитории — это люди от 24 до 40 лет. Среди них примерно 70% — женщин. Я лично думал, что все 99% будет. По способам оплаты: 57% — это оплата банковскими картами, остальное — через "Евросеть", электронную валюту и sms. Также Иван сказал, что сейчас в Groupon предпочитают сами звонить поставщикам товаров и услуг, а не работать со входящим трафиком. Читают отзывы в интернете: как обсуживают, какое качество и т.д.
Затем выступил Леонид Глузман, основатель и CEO агрегатора скидок Zina.ru. До этого он работал генеральным директором Kupikupon.ru, также у него был проект коллективных покупок в Африке.
Леонид поведал, что сейчас в России есть порядк 180 сайтов, которые предлагают акции каждый день. Если брать Москву - в день появляются порядка 5-7 тысяч акций в день. Если брать всё СНГ — то в месяц есть порядка 170 тыс. акций. И тут Леонид задумался о мобильных приложениях и конкретно о мобильных купонах. Это очень быстро растущий рынок в США и у нас он тоже набирает обороты. По данным Леонида, 79% владельцев смартфонов хотят использовать мобильные купоны. Но это в США, не у нас. Хотя и по рынку США мне лично эта цифра кажется завышенной раза в полтора точно.
Далее Леонид рассказывал, как это здорово, идя по улице получить на свой телефон push-уведомление, что кафе рядом предлагает покушать с хорошей скидкой. И не нужно никакой купон покупать за смс или картой. Для пользователя — это бесплатно. Само заведение платит агрегатору скидок Zina.ru за возможность оказаться у вас в телефоне. Да, сразу оговорюсь, получить сообщение о купоне можно только установив себе на смартфон приложение.
Вы получаете сообщение, лишь находясь в близости от заведения. Приложение автоматически определяет ваше местоположение.
Удобства нового сервиса очевидны: не нужно запоминать номер купона, не нужно оплачивать за сам купон.
Ну вот, пожалуй и всё. Самый содержательный доклад получился у Бориса Овчинникова, партнера Data Insight. Ещё 3-4 докладчиков перепутали конференцию с презентацией своих услуг и мы их не включили в обзор. Организация конференции была на хорошем уровне, но на будущее можно было размещать презентации участников на сайте.
Спасибо за внимание.
Автор: Божин Алексей
Комментировать