Facebook: очень мрачная картинка глазами аналитика
Борис Овчинников, пишущий в ЖЖ «Записки Скучного Человека», на самом деле человек, мнению которого в вопросах аналитики можно смело доверять — он является директором по исследованиям компании Data Insight. И показатели роста такого монстра социальных медиа, как Facebook, в изложении Овчинникова скучать не дадут.
Опубликованный сегодня Борисом Овчинниковым пост на странице в Live Journal является продолжением предыдущего обзора параметров роста (а по факту — затухания) Facebook.
Поскольку приводится достоверный источник данных и никакой отсебятины автора — только данные за разные, не слишком отдалённые отрезки времени, сомневаться в их правдивости не приходится.
Остаётся лишь согласиться с тем, что не всё так спокойно в империи Марка Цукерберга. Пусть даже его лучезарная американская улыбка пытается убедить в обратном. Итак, вот что пишет Борис Овчинников:
В феврале я на основе официальных цифирок Фейсбука писал, что у них далеко не все в порядке с точки зрения скорости и качества роста. Теперь к цифрам за 2011 год добавились результаты за I квартал — и там не просто «не все в порядке», а беда-беда
1. Темпы роста количества активных пользователей быстро замедляются. Рост за 12 месяцев — всего 33% (еще квартал назад было +39%, а год назад +58%). К концу года темпы рост скорее всего снизятся меньше чем до +25%, а то и ниже +20%
2. Показательно, что рост аудитории замедляется не только в относительных, но и в абсолютных цифрах. В I квартале 2011 г. активная аудитория Фейсбука увеличилась на 72 миллиона, а в этом квартале — только на 56 миллионов.
Всего за последние 4 квартала прибавка составила 221 миллион, а на пике (вторая половина 2009 и первая половина 2010) прибавка за 12 месяцев достигала 257 миллонов
3. Доходы компании по сравнению с I кварталом 2011 г. выросли на 45%, а если учитывать только рекламные доходы — только на 37%. Еще 6 месяцев назад темпы роста были более чем вдвое выше
4. Как и рост аудитории, рост доходов замедляется даже в абсолютном выражении — III квартал 2011 был больше III квартала 2010 на $487 млн., тогда как сейчас (по сравнению с I кварталом 2011 г.) рост всего 329 миллионов
5. Рост доходов Фейсбука замедляется и потому, что медленнее растет объем аудитории, и потому, что средняя выручка с 1 пользователя также увеличивается все медленнее.
То есть если считать по миру в целом, то рекламный ARPU вообще не увеличивается (символический +1% по сравнению с I кварталом 2011 г.), но это еще понятно — аудитория Фейсбука растет за счет «малоценных» пользователей из Азии, Латинской Америки, Африки.
Но даже если брать каждый регион отдельно, то картина все равно достаточно безрадостна — в США раньше ARPU увеличивался на 20–30% в год, а в Европе на 35–40%, а сейчас и там, и там рост всего на 9% (по сравнению с показателями годичной давности)
6. Если тренды не изменятся, то к концу года темпы роста рекламных доходов Фейсбука замедлятся примерно до 25% (а в целом по году составят менее 30%). Для интернет-индустрии весьма скромные темпы роста
7. Рост расходов компании тоже замедляется, только намного медленнее, чем рост доходов. В итоге маржа с +32% год назад и +27% в прошлом квартале сократилась сейчас до рекордно низких +19%. И если не принять суровых мер по заморозке костов, маржа так и останется на уровне 15–20%
Как я и писал в феврале, кампания с таким объемом доходов ($4 млрд. в год), с угасающим ростом и с ухудшением маржи ну никак не может стоить $100 млрд. И даже 40 миллиардов (цифра из февральского поста) кажется уже завышенной оценкой
P. S. Будет корректно указать источник, откуда брались все цифры: http://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1326801/000119312512175673/d287954ds1a.htm
Комментировать