Аркадий Сандлер, Essential Commerce: «Все наши проекты — о конверсии и о продажах»
Об особенностях В2В-продаж, правильном поведении компаний в онлайне и пользе работы в крупной компании поведал в интервью нашему изданию ToWave.ru глава Essential Commerce Аркадий Сандлер.
Об особенностях В2В-продаж, правильном поведении компаний в онлайне и пользе работы в крупной компании поведал в интервью нашему изданию ToWave.ru глава Essential Commerce Аркадий Сандлер.
Почему и зачем создавалась Essential Commerce?
Пришли идеи, которыми захотелось заниматься. Одновременно с этим работа в крупной компании стала не такой интересной, я решил уйти и сделать Essential Commerce.
Essential Commerce представляет способы продвижения бизнеса в интернете, новые как для отечественного рынка, так и для рынков в развитых странах. Сюда входит и наше платформенное решение для кроссграничных продаж, которое, по ожиданиям, найдет свою аудиторию по обе стороны границы.
Судя по отзывам клиентов, мы выбрали правильное направление.
До этого, как известно, Вы работали у Юрия Мильнера...
Да. У меня была компания KeyStaff Solutions. Затем ее купила компания HeadHunter, а я стал частью команды hh.ru. Во время моей работы в HeadHunter в них начал инвестировать Юрий Мильнер. Потом, в конце 2007 года, он позвал меня работать к себе. Поработав у Мильнера, я ушел делать Essential Commerce.
В НН у Вас была какая-то доля?
Я продал KeyStaff Solutions на определенных условиях, которые включали, в том числе, и наличие у меня опциона НН.
А для создания Essential Commerce привлекались внешние инвестиции?
Проекты я начал на свои деньги, потом ко мне присоединился ангел-инвестор, Игорь Мацанюк, которому понравились мои идеи. Внешние инвестиции мы не привлекали, но сейчас находимся в стадии переговоров с потенциальными инвесторами.
Как можно охарактеризовать направление деятельности Essential Commerce?
Вы знаете, все проекты в компании Essential Commerce об одном и том же. Они о том, чтобы нашим клиентам лучше продавалось, они о том, чтобы наши клиенты могли улучшать качество работы в сфере продаж, кочество работы со своими клиентами.
Поэтому даже если внешне они кажутся чем-то различными, на самом деле, они об одном и том же. Мы делаем такие вещи, которые сложно назвать стандартными. Но все они – о продажах и о конверсии.
Как строится работа в компании? Все же технологически продукты различны.
У нас продуктовая структура с единым коммерческим отделом и единым административным отделом.
Большая часть сотрудников — в штате. Но есть компетенции, которые не имеет смысла выращивать внутри, и мы привлекаем сторонних специалистов или компании. Однако ключевые вещи мы мы делаем сами.
Какой сегодня штат у Essential Commerce?
Сегодня в компании работает около 20 человек. Мы собираемся расширяться и открывать офисы за рубежом. Но нас больше интересуют не страны СНГ, а Европа, Америка, Юго-Восточная Азия.
Почему так? У нас эти продукты не востребованы?
У нас они тоже востребованы. Но есть продукты, которые априори создаются как интернациональные. Например, один из продуктов, который должен стать флагманским, ориентирован на то, чтобы обеспечивать кроссграничный ритейл: возможность для интернет-магазинов, находящихся где угодно, продавать тем, кто тоже находится где угодно.
Если говорить на уровне примеров, то этот продукт позволит какому-нибудь иностранному интернет-магазину работать с российскими пользователями через привычный для них интерфейс и на родном для них языке.
То есть, продукты ориентированы не на российского потребителя?
На разного. Ispeakvideo (он-лайн консультанты и видеоспикеры для сайтов) ориентирован на Россию, Сardomat (бизнес-каталог компаний и каталог визиток) — на Россию, в основном. У других наших продуктов более широкая география. Хотя сейчас мы деньги зарабатываем в основном на российских пользователях плюс Украина и Казахстан. Но осенью мы готовимся выходить на рынки других стран.
По логике, способы монетизации ваших продуктов должны отличаться?
Да, конечно, у каждого продукта своя монетизация, но эти схемы довольно простые. Мы не стремимся к сложным решениям.
Например, в Ispeakvideo компании платят за продакшен и за дальнейшие показы, как правило. Пользователи Mysit (организация звонков с сайта) оплачивают минуты, которые они потратили, пользуясь этим сервисом. ecalls.me
Т.е. клиенты платят нам за какие-то очень понятные показатели, хотя результат применения - повышение конверсии, продаж.
Мобильные версии продуктов собираетесь делать?
Конечно. Практически ко всем продуктам мы планируем делать мобильные версии. Даже в Ispeakvideo мы сделали так, чтобы поддерживалась возможность показывать эти ролики на мобильных сайтах, на мобильных платформах.
В остальном, конечно, и Mysitecalls.me поддерживает мобильность, и для Сardomat у нас запланировано мобильное приложение. Все будет в мобильном.
Многие считают, что выгоднее делать мобильные приложения, а не мобильные версии сайтов.
Я согласен. Когда у тебя есть конкретный продукт, конкретный информационный сервис, лучше делать приложение, а не сайт.
Возвращаясь к периоду работы в DST, что Вам дали эти два года?
Во-первых, расскажу, чем я там занимался. На мне лежало курирование проектов, в которые DST инвестировала, но при этом полного контроля не имела. И, в общем-то, к этому контролю компания и не стремилась. Вложения были чисто венчурные.
Я обеспечивал для этих проектов внимание со стороны фонда, предоставлял им необходимые коммуникационные ресурсы. Если было необходимо, помогал отладить внутренние процессы по предоставлению отчетности. Среди моих задач было и донесение до моих подопечных взгляда на их развитие со стороны инвесторов (то, что называется управлением через совет директоров).
Кроме этого, им часто требовалась какая-то дополнительная экспертиза, основанная на моем собственном опыте либо опыте других специалистов.
В целом, ряду компаний я помог начать более уверенно монетизироваться, для какой-то части этих проектов мне удалось сделать какие-то интересные контракты с другими компаниями DST.
Мне же работа в DST дала уникальную практику управления проектами, я смог применить накопленный опыт в консалтинге. Кроме того я приобрел круг очень полезных знакомств с достаточно интересными людьми. Собственно, с Игорем Мацанюком я познакомился, работая в DST.
Очень часто сотрудники крупных компаний занимаются параллельно собственными проектами. Уход из DST связан с тем, что Вы не могли поступить так же, оставаясь в компании, или просто достигли там определенного потолка?
Я не мог так сделать, потому что был ограничен обязательствами о неконкуренции. Притом это обязательство было сформулировано таким образом, что я вообще ничего другого, кроме как работать на DST, делать не мог. Я мог бы, наверно, быть инвестором в ларьке, который торгует пирожками у метро.
Но если бы этот ларек решил торговать пирожками в Интернете, то мне пришлось бы уже из этого бизнеса выходить. То есть все, что касается темы Интернета, для меня было абсолютно закрыто.
Это логично и понятно, потому что, во-первых, у меня был доступ к достаточно большому количеству различной информации. Второе — в портфеле у DST было много разных компаний, и практически любая деятельность, так или иначе, конкурировала бы с одной из них.
Но какие-то идеи, реализованные в Essential Commerce, наверно, появились еще в то время?
Да, часть идей, например, Сardomat, появилась еще тогда.
Как решается проблема продвижения ваших продуктов?
Прежде всего, наличие конкуренции на рынке мне кажется не негативным, а очень позитивным фактором.
У всех продуктов есть свои особенности. Сardomat появился одним из первых, он умеет делать то, что другие не делают, и ориентирован в основном на сектор В2В. При этом он ориентирован на глубокую интеграцию, на то, чтобы стать информационным поставщиком, а не быть исключительно интернет-проектом.
Если говорить об Ispeakvideo, такого продакшена, на самом деле, ни у кого нет. Подобный формат видео мы принесли в Рунет, мы первые, кто это начал делать, мы остаемся, на самом деле, основными игроками, остаемся дорогими и стараемся быть максимального качества.
Мы постоянно придумываем что-то новое в этой области. Все остальные компании, которые пытаются делать видео такого рода, как проект Ispeakvideo, появились позже нас.
У Вас огромный опыт работы в секторе В2В. Что Вы можете сказать по изменению тенденций в русскоязычном секторе В2В?
Рунет находится в стадии все еще достаточно бурного роста. Поэтому все бегут удовлетворять потребности аудитории, которая стремительно растет. Это, в основном, В2С сегмент.
А компании, работающие в В2В, понимают, что нужно быть в Интернете, но они пытаются взаимодействовать со своими клиентами так, словно работают в В2С. То есть они пытаются продавать услуги компаниям-клиентам так, как будто потребителем этой услуги является пользователь.
Но В2В и В2С отличаются довольно серьезно вот чем. Когда вы продаете что-то конкретному пользователю, В2С, то вы апеллируете к его кошельку. Он является хозяином своего кошелька и, как правило, не очень жестко ведет бюджет, способен на спонтанные покупки, эмоциональную мотивацию к приобретению.
Когда мы говорим про В2В, то вы коммуницируете с человеком, который является представителем компании. Вы апеллируете к бюджету компании, за который он отвечает, или даже не отвечает, но может обеспечивать доступ к нему.
Принятие решения о покупке, о сделке внутри бизнеса — это совершенно другой процесс, нежели решение о покупке у обычного физического лица.
Но пока что, в основном, компании работают так, как они должны работать в сегменте В2С. И это мы стараемся улучшать. Мы стараемся пропагандировать и объяснять компаниям, что, когда они в зоне В2В, то должны работать иначе. Сама цена сделки В2В намного выше и ценность потенциального клиента намного выше.
Чем вообще можно объяснить такой подход В2В компаний? Отсутствием опыта или какими-то другими факторами? В офлайне же они так не поступают.
Да, в офлайне они так не поступают. А в онлайне поступают. Потому что существует ажиотаж растущего Рунета. Цветут и множатся инструменты по привлечению конечного пользователя, и компании используют те же самые средства. Всегда сперва подрастает розничное потребление, потом подрастает бизнес-корпоративное потребление. Это нормальная ситуация.
Ваши бизнес-клиенты готовы прислушиваться к вашим советам?
Основная часть наших клиентов — это компании, работающие в сегменте В2С. Мы им даем инструменты, которые позволяют работать с этим сегментом эффективно. Когда к нам обращаются компании из В2В сегмента, мы стараемся им объяснить свой взгляд на вещи.
Обычно это удается. Просто нужно в каждом отдельном случае правильно применять продукты, которые мы предлагаем, находить свои подходы к клиентам. Часто компании просто не знают, что в Интернете можно вот так, что можно отразить вот этот подход к работе с клиентами.
Конечно, бывает, что клиент упирается и просит сделать ему так, как он хочет, и не иначе. Если даже решение не кажется нам эффективным, мы начинаем работать. А на следующем этапе вместе с клиентом анализируем результаты и вновь предлагаем ему свое видение проекта.
Какими вы видите перспективы развития сегмента В2В в Рунете?
Конечно, он будет продолжать расти, Рунет в принципе растет. Более того, я я уверен, что значительная часть сервисов для бизнеса уйдет в Интернет. Это же все происходит очень быстро. Помните, у «1С» приезжали мальчики-консультанты и делали обновление программы? Сейчас эти обновления происходят автоматически.
Раньше база данных хранилась в шкафу в виде бумажек, потом на компьютерах в виде локальных баз данных, теперь для этого есть какие-то интернет-решения. Я уверен, что еще какая-то часть сервисов станет более доступной и перейдет в Интернет.
А владельцы и руководители бизнесов должны начать и начнут понимать, что так и удобнее, и эффективнее. Победное шествие системы Salesforse, которая является облачной СRM, подтверждает мои слова.
Комментировать