Олег Карпухин: «Вы претендуете на деньги, которые еще не ваши, а на ваши деньги уже претендуют другие»

Олег Карпухин: «Вы претендуете на деньги, которые еще не ваши, а на ваши деньги уже претендуют другие»

Прочитал про судьбу магазина «ОноВамНаДом» и сразу вспомнил свой опыт. Сразу скажу, что не собираюсь никому давать никаких назиданий, заниматься менторством и тому подобным, просто попробую разобраться в вопросе.

6 сентября 2012
Прочитал про судьбу магазина «ОноВамНаДом» и сразу вспомнил свой опыт. Сразу скажу, что не собираюсь никому давать никаких назиданий, заниматься менторством и тому подобным, просто попробую разобраться в вопросе.
 
Итак, мы тоже открывали свой стартап ещё в 2005 году, причём открывали не сами, а пошли по пути привлечения венчурных инвесторов, хоть тогда это было ещё не модно.
 
Скажу сразу: мы недооценили затраты на запуск проекта, хотя это скорее плюс, так же инвесторы не смогли оценить время, которое быть может понадобится на подобное — в этом тоже есть свой плюс. У нас была обезбашенная на тот момент идея — сделать поисковик по сайтам. И попытаться составить конкуренцию существующим — в этом был тоже свой плюс.
 
Не буду останавливаться на подробностях взаимоотношений нас и рынка, нас и инвесторов, скажу лишь то, что мы недооценили ёмкость роста, когда тут же после нас образовалась Вебальта с её гипербюджетами, против которых тягаться — все равно, что бежать на встречу тепловозу с криком «Задавлю!»
 
Но суть моего репорта в другом, а именно в перспективности открытия интернет-стартапа. Проанализировав информацию о существующих запусках проектов (шапочно, разумеется), я пришёл к тому выводу, что бОльшая часть людей идёт не по тому пути. 
Открыть интернет-проект по сути равно открыть обычный бизнес с его затратами, людьми, отношениями и так далее по списку. 
Итак, для открытия хорошего проекта нужна ИДЕЯ!!! Она может быть написана на салфетке, оформлена презентацией или даже просто красноречивыми фразами как это бывает в застолье.
 
После оформления идеи в письменном виде, если не образовались громадные провалы в структуре организации, можно взять моток денег и открыть офис, нанять сотрудников и начинать осуществлять проект.
 
Олег Карпухин: «Вы претендуете на деньги, которые еще не ваши, а на ваши деньги уже претендуют другие» by Arthur40A
 
И вот с чем не готовы мириться многие на этапе идеи, так это с тем, что новому предприятию придётся пройти классический цикл из трёх лет, и уж точно никто не готов к тому, что в первый год придётся затянуть пояса так туго, что будет тяжело дышать. Но есть ИДЕЯ!
Первая ошибка любого (не новостного) стартапа в том, что изначально неверно оцениваются силы персонала.
В интернет-магазине ли, в поисковой машине или просто в консалтинговой автослужбе — персонал или, как его любят называть, Support. Первое и то, на что все ориентируются  — дизайн и вёрстка. Но дальше-то, дальше!
 
Идёт программирование, потом отладка, наполнение — вот основные затраты, а это не месяц и не два труда. Ещё к этому надо прибавить оптимизацию, продвижение, закупку рекламы, общение в социальных сетях, операторах на телефоне.
 
На этапе идеи выглядит просто «Да мы с тобой горы свернём!». А дальше происходит совершенно скучный, но затратный этап развития стартапа, и ладно, если он преодолеет штамп «УГ», дальше ему придётся жить в постоянной суете и рутине, сопровождаемой частым напоминанием инвесторов о себе, планерках и при прочих прелестях. 
Необходимо запомнить одно правило: «Вы претендуете на деньги, которые ещё не ваши, а на ваши деньги уже претендуют другие».
Иными словами, когда вы создаёте стартап, то будьте уверены, что ещё трое задумались или о таком же или о подобном или смежном направлении.
 
Тут самое интересное в том, что дальше придётся не просто поддерживать свой сервис или магазин, а придётся вкладываться в рекламу, зарплату и налоги месяц, два, пять, десять, пережить голодные новогодние праздники, потом ждать всплеска активности, опять налоги, опять праздники…
 
И все это при постоянном пополнении рынка конкурентами стартапа — деньги же у посетителя одни! Ему приходится выбирать между айфоном и феном, между диваном и квартирой внаем, между машиной и поиском по ресторанам.
 
Олег Карпухин: «Вы претендуете на деньги, которые еще не ваши, а на ваши деньги уже претендуют другие» by ingridtaylar
 
Будь в России больше денег — было бы больше удачных стартапов. Но это была прелюдия и пора остановится и перейти к делу.
 
Сравним теперь интернет-стартап со стартапом в офлайне. В офлайне тоже не все сладко, однако нет фактора долгого ожидания отклика, проверяется все моментально. Да, безусловно, порог вхождения в рынок больше, но насколько?
 
Обратимся к удачному начинанию бизнеса «Кириешек». Тогда не было интернета, не было быстрых коммуникаций, айфонов, социальных сетей, и вот пара энтузиастов решила восполнить пробел снэков на рынке.
 
Первым делом они поехали в хлебопекарни, где договорились о снабжении их некондиционным хлебом, дальше пробежались по палаткам и спросили про спрос на соленые сухари с чесноком (кстати, на рынке уже тогда были предложения по сухарикам). Дальше сняли цех, поставили духовые шкафы и быстро-быстро начали крутиться. Через год пришли большие деньги и рынок, но весь этот год они не ждали ни минуты, продавая и покупая.
 
Офлайн кажется на первый взгляд страшно дорогим, однако опыт и лекции Чичваркина опровергают это понятие как слишком общее: раз можно стартануть с одной точки продаж сотовых телефонов или с одного цеха, который сушит сухарики (там звучала цифра меньше 10000 долларов), то почему бы не попробовать свои силы в том, что ты умеешь и знаешь, но не привязываясь к длинным срокам? 
 
Организовать склад в 70 квадратов на сегодня даже в Москве стоит под 25000 в месяц или 300 000 рублей в год, но платить же можно и помесячно? 
Лидер компании, человек-мотор плюс машина плюс один на складе — вот вам уже пример рабочих интернет-магазинов, которые дают прибыль с первого дня работы.
Минимальный ассортимент мелкого опта это пусть десять, ну двадцать тысяч долларов, а выручка будет идти с первого дня. И если что-то идёт не так, то всегда можно зафиксировать убытки немедленно.
 
Если не будет видно роста, то направление можно и закрыть, как закрыли его мы в тот момент, когда большие деньги пришли в тепличный бизнес (зимой оптовики заказывают почти по себестоимости каркасы, вливая под миллион или два в производство на договоре подряда).
 
Казалось бы: офлайн медленнее, интернет быстрее, а на деле же, если говорить о создании бизнеса, то все ровно наоборот.
 
Палатка с парфюмом в переходе метро достаточно затратна по вложениям, но отбивается прямо с первого дня, точка по ремонту сотовых тоже, несмотря на высокую стоимость арендной платы. Любой же сайт начинает работать спустя три месяца, если не вваливать в него бездумно деньги, и по-другому не бывает, если у тебя нет хорошего паблисити.
 
И вот теперь пора сказать основную мысль: каждый должен заниматься своим делом.
 
Скажем, вы являетесь прекрасным журналистом, но зачем для этого дела привлекать инвесторов? Или вы умеете продвинуть сайт, знаете поставщиков, так почему бы не стать их представителем со своим интернет-магазином?
 
Нужны оборотные? Окей, вам дадут товарный кредит или товар на консигнацию. Если в чем и преуспевают многие стартаперы, так это в идеях, ну их ведь можно направить в позитивное и прибыльное русло, чем дрожать перед инвестициями, а потом переживать как их отдавать. 
 
Обычно, новички прекрасно осведомлены в рынке, знают технологии раскрутки, умеют общаться и не боятся писать длинные портянки текста, им, как искушённым в этом деле, я бы рекомендовал найти в офлайне живую нишу, которых страшно много.
 
И собравшись с мыслями, сделать сайт, но уже под конкретную торговую или производственную программу.
 
Вы скажете, что это не так и ошибетесь, только в своей отрасли я знаю где дефицитные позиции как минимум на 30 материалов или услуг. А сколько их в области B2C, так и вообще не сосчитать.
 
Скрапбукинг, рамки для фото, корпуса для телефонов, декоративные вазы под горшки с цветами, плетёные предметы интерьера, вышивка на одежде — в любом из перечисленных направлений есть избыток рабочих рук, но недостаток тех, кто может создавать креативные вещи. 
 
В заключении хочу сказать, что путь от офлайна к онлайну будет более мягким и плавным, если вы сделаете свое нишевое направление. И будете развивать его и параллельно сервис. 
 
Именно те сервисы, что были сделаны для души и подкреплены деньгами, стартовали успешно.
 
Автор: Олег Карпухин

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.