Родители, дети и электронные устройства в России — исследование
В отчете отражено распространение digital-устройств в жизни семей с детьми. В каких целях и каких ситуациях их используют, что думают родители о влиянии этих технологий на детское развитие, какова роль цифровых медиа в семье.
Digital Parenting Russia был подготовлен отчет с использованием данных, полученных в ходе интернет-опроса, проведённого OMI в апреле 2012. В опросе участвовали 3833 человека от 18 до 55 лет, у которых есть дети, и которые проживают в городах с более чем 100 тыс. жителей.
Опрос проводился онлайн-методом на специализированной панели. Онлайн-панели представляют собой сообщества людей, давших согласие на регулярное участие в онлайн-исследованиях.
Как отмечают исследователи: «Для детских продуктов, например детских мобильных приложений, видео-игр или интерактивных книг, важно понимать, в чём их преимущества для родителей и в чём для детей, помогают ли они семьям становится ближе или же наоборот их разъединяют, какую роль при этом играют традиционные представления о родительских обязанностях, о влиянии технологий на детское развитие. Этот отчёт подготовлен, чтобы продемонстрировать потенциал, который цифровые медиа содержат для семей с детьми».
Сегодня в России живёт 30 миллионов детей. При том, что смартфоны с планшетами остаются пока достаточно дорогим удовольствием (относительно распространённым в основном в двух столицах), цифровые девайсы стремительно проникают в жизнь детей, начиная с самого раннего возраста.
Российские родители отличаются своими особенностями, которые сформированы традиционными взглядами на детско-родительские отношения и уровнем вовлечённости старшего поколения в воспитание детей.
В раннем возрасте дети значительную часть времени проводят со своими бабушками и дедушками, которые менее всего расположены осваивать новые технологии.
В то же время, молодые родители, как правило, являются очень активными пользователями новых медиа, так что общий уровень проникновения онлайн-медиа в России среди самых высоких в Европе, достигая 80% в столичных мегаполисах.
Региональные отличия в проникновении электронных устройств и скорости доступа в интернет остаются значительными.
Стоимость и скорость широкополосного доступа отличается между Центральным и Дальневосточным регионами в 16 раз (в Центральном быстрее и дешевле).
Учитывая позитивную динамику темпов роста электронной коммерции и распространение покрытия высокоскоростной мобильной связи, ожидается стремительное проникновение цифровых технологий в жизнь россиян.
По прогнозу, до 2014 года интернетизация достигнет 70% населения; ежегодный рост рынка детских товаров ожидается на уровне 30% .
Устройства
Около 90% детей регулярно используют сотовый телефон и 80% настольный компьютер. За исключением телефонов и компьютеров, все гаджеты менее распространены в маленьких городах. Размер родительского кошелька также значим, как и размер города.
В частности, дети более состоятельных семей чаще имеют доступ к игровым приставкам. Отцы чаще сообщают, что их дети используют устройства. Видимо, папы более склонны давать детям пользоватся гаджетми.
Мнение родителей
Российские отцы более расположены использовать цифровые медиа для работы с детьми в отличии от матерей , которые предпочитают традиционные каналы информации (ТВ, бумажные книги, аудио-книги и передачи, музыку, и тп.).
Е-книги, мобильные приложения и онлайн-игры чаще используются с папой и отцы больше верят в потенциал новых медиа для детского развития.
Отцы более часто используют цифровые медиа и когда требуется отвлечь занять ребёнка и просто для совместного времяпровождения.
Цифровая няня
Цифровые медиа отлично пригождаются, когда требуется чем-то занять ребёнка, пока родители выполняют работу по дому, либо отвлечь на приёме у врача, в общественном транспорте и прочих ситуациях, когда нужно чтобы ребёнок тихо посидел.
65% сообщают что применяли цифровые медиа в подобных целях при том, что мамы чаще предпочитают использовать для этих целей телевидение и музыку.
Младших дошкольников часто отвлекают с помощью аудио и видео, а для детей постарше лучше подходят игры и образовательные приложения, которым лучше удаётся удерживать внимание ребёнка.
Совместная активность
После третьего класса такие традиционные медиа, как ТВ, бумажные книги и настольные игры начинают быстро терять свою популярность, как способ совместного времяпровождения с родителями. На их место приходят электронные книги, мобильные приложения и поиск в Интернете.
Поиск в интернете стал самой распространённой совместной деятельностью у родителей и детей старшего школьного возраста. Родители чаще ищут со своими детьми информацию в интернете, чем даже смотрят телевизор.
Мобильные приложения
Около 90% детей, имеющих доступ к смартфонам и планшетам, когда-нибудь пользовались приложениями с образовательным или развивающим элементом. Около трети этих детей используют подобные приложения регулярно.
Игровые приложения значительно популярнее образовательных. 70% родителей сообщают, что их смартфонизированные дети играют часто.
Тем не менее, с точки зрения совместной активности с родителями, образовательные приложения превосходят игровые, даже при том, что игры значительно более популярны.
Цифровой разрыв
Цифровой разрыв между родителями разных достатков достаточно значительный, как в отношении доступа к устройствам так и в отношении взглядов на новые технологии.
Родители более высокого достатка считают, что новые медиа имеют более положительное влияние на детское развитие. Телевидение и бумажные книги практически одинаково популярны в семьях любого достатка.
В то же время, разница в использовании электронных книг и игровых приставок в семьях разного достатка остаётся существенной.
Выводы исследователей
Маленькие дети больше времени проводят с мамами и бабушками, но с возрастом отцы перехватывают больше инициативы и это значительно определяет медиа-среду которой ребёнок окружён.
Новые медиа превращаются в «цифровую няню» и больше 65% родителей подтверждают, что использовали интернет или гаджеты чтобы занять ребёнка, выполняя работу по дому, во время поездок в общественном транспорте или на приёме у врача.
Российские отцы более расположены использовать цифровые медиа для работы с детьми в отличии от матерей , которые предпочитают традиционные каналы информации (ТВ, бумажные книги, аудио-книги и передачи, музыку, и тп.) .
Е-книги, мобильные приложения и онлайн-игры чаще используются с папой и отцы больше верят в потенциал новых медиа для детского развития.
Цифровой разрыв между родителями разных достатков достаточно значительный, как в отношении доступа к устройствам так и в отношении взглядов на новые технологии. Родители более высокого достатка считают что новые медиа имеют более положительное влияние на детское развитие.
Образовательные мобильные приложения имеют больший потенциал для совместного времяпровождения детей и родителей, чем игры, даже при том, что популярность мобильных игр значительно выше. Около трети детей, имеющих доступ к смартфонам и планшетам регулярно пользуются приложениями с образовательным элементом.
Поиск в интернете стал самой распространённой совместной деятельностью у родителей и детей старшего школьного возраста. Родители чаще ищут со своими детьми информацию в интернете чем даже смотрят телевизор.
Комментировать