Дмитрий Гавриленко и Александр Алексеев, Fuls Creative: «Цель услуг по сервис-дизайну — сделать бизнес ярче»
Помните правило сервиса: довольный клиент расскажет о вас 2-3 людям, недовольный —10. Зато, если он остался доволен после знакомства с вами, будьте уверены — он этого не забудет.
Основатели компании по сервис-дизайну Fuls Creative Гавриленко Дмитрий и Александр Алексеев рассказывают о том, как предвосхитить ожидания клиента и избежать типичных проблем.
Задумывается ли современный руководитель, насколько уровень сервиса в его компании влияет на ее финансовые результаты? Как правило, эта мысль приходит спонтанно, навеянная прочитанной статьей, или речью спикера на семинаре, или личным опытом, например, после посещения ФГУП «Почта России».
И вот он уже раздает указания, которые, по его убеждению, должны необратимо улучшить качество сервиса, и ждет толпу восторженных клиентов, умоляющих забрать у них деньги.
Такие инициативы чаще всего не приносят желаемого результата и быстро заканчиваются. А наш руководитель, разочаровавшись в идее с улучшением сервиса, еще долго не захочет об этом слышать. В свою очередь, компания так и продолжит терять клиентов, а с ними — упущенную прибыль.
Такая картина встречается в российском бизнесе довольно часто, но это не значит, что идея с улучшением сервиса не работает.
Недостаточно внедрять в работу последние технологии, вкладывать безумные бюджеты в рекламу, отправлять сотрудников на курсы повышения квалификации, стимулировать продажу купонами и огромными скидками.
Все это не принесет пользы, если клиент останется недоволен общением с вашей компанией. Желание клиента обращаться в компанию напрямую зависит от уровня ее сервиса.
Помните правило: довольный клиент расскажет о вас 2-3 людям, недовольный — 10. Зато, если он остался доволен после знакомства с вами, будьте уверены — он этого не забудет.
Ведь у каждого из нас есть любимый ресторан, магазин или аптека, в которую мы пойдем даже в том случае, если рядом будет десяток других подобный заведений. А все потому, что оно ассоциируется у нас, как лучшее.
Или вспомните: каждый раз, выбирая, где встретиться с друзьями в приятной обстановке, вы в голове непроизвольно оцениваете каждое известное вам место, и выбираете то, о котором у вас остались наиболее теплые воспоминания.
Речь даже не идет о сравнении цен в меню или о расстоянии до него — в такие моменты вы делаете выбор, основываясь на своих впечатлениях. Можно с уверенностью сказать, что место, которое вы выбрали, уделило больше внимания сервис-дизайну, чем его конкуренты.
Сделать клиента довольным — не значит просто улучшить обслуживание: быть вежливым, опрятно выглядеть, не хамить и улыбаться.
Все это, безусловно, важно, но клиент доволен, когда его ожидания удовлетворены, а чтобы понять, что для этого нужно, стоит поближе познакомиться с самим клиентом.
Методики сервис-дизайна представляют собой комплексный подход к задаче улучшения сервиса, который требует внимательного анализа ситуации, продолжительного наблюдения за клиентом и разработки решения.
Что же такое сервис-дизайн?
В 1991 году предмет «Сервис-дизайн» был впервые представлен в качестве самостоятельного предмета на курсе дизайна в международной школе дизайна в Кельне. Сервис-дизайн — это наука как создавать системы и услуги, отвечающие потребностям клиента, и объединяет в себе различные компетенции:
- менеджмент;
- маркетинг ;
- бизнес моделирование;
- изучение потребительского поведения;
- дизайн.
Все они потребуются для решения непростых задач, которые ставит перед собой сервис-дизайн.
Многие из нас помнят, как еще совсем недавно вопрос конкуренции в нашей стране не стоял. Новые товары и услуги только начинали появляться. Скупали все, что было, с закрытыми глазами, и причина тому — дефицит товаров.
Сейчас же ситуация изменилась: мы ездим за границу, видим, каким качественным бывает сервис и продукты, и привыкаем к хорошему.
К тому же развитие конкуренции накладывает свой отпечаток: теперь уже недостаточно просто удовлетворить ожидания потребителя — это норма, которая должна быть сама собой разумеющейся, «по умолчанию».
На первый план выходит задача предвосхитить ожидания, предложить продукт или услуги, основываясь на внутренних потребностях клиента, о которых он даже не догадывался.
В конечном итоге применение методик и инструментов сервис-дизайна позволяет сделать продукт, услугу и бизнес ярче и привлекательнее для всех вокруг — от клиентов до сотрудников компании.
В практическом применении сервис-дизайн помогает справиться с задачами, с которыми сталкиваются стартаперы, владельцы бизнеса, маркетологи и специалисты по развитию, на качественно новом уровне:
- привлечь новых клиентов;
- зарабатывать больше, увеличить средний чек и частоту покупки;
- найти сильное конкурентное преимущество и удержать постоянных клиентов;
- мотивировать персонал работать продуктивнее;
- оптимизировать рекламные кампании и сделать их более эффективными;
- область применения.
Методики и инструменты сервис-дизайна применяются не только в обслуживании клиентов. Также они используются при проектировании веб-сайтов, приложений, бизнес моделей, продукции и услуг, в сфере образования.
Как применять методики и инструменты сервис-дизайна?
Рассмотрим, как можно самим использовать два инструмента: Точки контакта (Touch Points) и Карта путешествия клиента (Customer journey map) на примере улучшения сервиса такси для деловых людей.
Шаг 1. Определите вашего клиента
Сделайте сводную характеристику клиента и опишите, как он пользуется услугами:
Шаг 2. Определите точки контакта
Прежде, чем потенциальный клиент станет постоянным клиентом, компания должна провести его по следующему циклу:
- Клиент должен знать, что данная услуга или продукт решит его проблему
- Клиент должен выбрать данную услугу или товар, среди предложений конкурентов
- Осуществить первичную покупку
- Осуществить последующие покупки.
Проходя по циклу, потребитель взаимодействует с компанией, пересекаясь с ней в местах, называемых точками контакта.
Это могут быть:
- Рекламная вывеска
- Визитка
- Внешний вид персонала
- Элементы после продажного обслуживания
- Консультация в зале
- Расположение товаров
- Программа лояльности.
Пример:
Шаг 3. Постройте Карту путешествия клиента
В каждой точке контакта клиент формирует впечатление и приобретает потребительский опыт, взаимодействия с брендом. От успеха продвижения по цепочке точек контактов будет зависеть приведет ли это взаимодействие к намеченной цели или клиент уйдет к конкуренту.
Пример:
Шаг 4. Определите точки контакта, требующие улучшения
Выделите точки контакта, в которых наблюдается неудовлетворенность клиента, разработайте мероприятия, назначьте ответственных.
В данном примере для повышения удовлетворенности: рекомендуется внедрить модуль для оплаты банковскими карточками.
Комментировать