Черных Максим, Project Hunting: «Каждый коммерческий проект должен иметь бизнес-план»
С какими проектами работает Агентство поиска проектов и привлечения инвестиций, почему собственноручно написанный бизнес-план лучше шаблонного, в интервью нашему изданию рассказал сооснователь проекта Максим Черных.
С какими проектами работает Агентство поиска проектов и привлечения инвестиций, почему собственноручно написанный бизнес-план пусть далёк от идеала, но лучше шаблонного, в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказал сооснователь проекта Project Hunting Максим Черных.
Как вообще появился проект?
В конце 2010 года ко мне обратились мои хорошие знакомые с просьбой помочь им найти инвестора в телекоммуникационный проект.
С технической стороны проект был подготовлен превосходно, но когда речь доходила до финансовой стороны, то кроме ожидаемых инвестиций, ничего не было понятно. Все инвесторы, к которым они обращались, им отказывали. Иными словами, у проекта отсутствовала чёткая бизнес-модель.
Мы вместе реструктурировали проект, заново проанализировали рынок, сместив фокус целевой аудитории и разработали бизнес-стратегию с учётом текущей ситуации проекта и различных сценариев развития событий. Итогом работы стал новый бизнес-план проекта.
Далее этот бизнес-план был представлен некоторым посевным инвесторам. Через месяц проект получил первый транш инвестиций, на которые был проведен proof-of-concept, а на следующие транши были сделаны прототипы нескольких устройств и запатентована технология. Сейчас проект нашёл серьёзного европейского инвестора и, я надеюсь, что в ближайшее время мы услышим о технологическом прорыве на рынке сотовой связи.
Когда ко мне обратились по другому проекту с такой же просьбой, стало понятно, пусть два случайных клиента — это ещё не бизнес, но хороший показатель существующего спроса. Первые удочки я забросил в конце 2011 года среди своих знакомых. Их реакция меня порадовала, многие сказали, что им такой сервис будет интересен, и пришли ко мне со своими проектами, для некоторых из них были подтянуты профильные инвесторы.
Вы что-то гарантируете тем стартаперам, кто к вам обратился?
Мы гарантируем только то, что ознакомимся с их проектом.
Профессиональный поиск инвестиций — это систематизированная игра в рулетку. Просто мы с большей вероятностью знаем, куда нужно поставить фишку.
И ещё один важный момент, который мы гарантируем проекту — мы не ограничиваем предпринимателя в самостоятельном поиске инвестиций и будем только искренне рады за его удачную сделку.
Вы позиционируете себя как «агентство поиска проектов и привлечения инвестиций». Вы только ищите проекты и представляете их фондам или сами тоже инвестируете?
Мы целенаправленно ищем проекты, зная предпочтения наших клиентов-инвесторов, в числе которых есть и инвестиционные фонды, и частные инвесторы, и компании, заинтересованные в расширении собственных активов. Наше агентство открыто к диалогу с любым типом инвестора, и у нас всегда есть что предложить.
Да, бывает, что мы инвестируем сами. Имея за плечами предпринимательский опыт, нам интереснее запускать бизнесы с нуля, но иногда мы делаем инвестиции на стадии seed.
Написал вам стартапер. Какие дальнейшие действия пошагово, если вам понравился его проект?
Каждый проект рассматривается с двух точек зрения — предпринимательской и наших возможностей. Мы отказываемся от сотрудничества с проектом, если где-то сомневаемся, но всё равно продолжаем следить за его развитием.
Одно из наших условий — визуальное знакомство, в случае если проект из другого города, контактируем через skype или созваниваемся по телефону. Авторам проектов нужно иметь в виду, что при первом знакомстве с проектом инвестор всегда задает вопросы нам, и мы должны на них вразумительно ответить.
Мы считаем, что каждый коммерческий проект должен иметь бизнес-план. Пусть он будет не профессионально подготовлен, в этом случае мы дадим рекомендации как его улучшить, но он должен быть! Если автор проекта отказывается его готовить, то на этом этапе наше сотрудничество с ним заканчивается.
Отсутствие бизнес-плана принимается только в случае изобретательского проекта, когда экономика проекта не ясна, но явно видна уникальность предлагаемого решения.
Дальнейшие шаги всегда разные, и зависят от множества ситуаций, прогнозировать которые мы сейчас не будем. Добавлю, что мы ведём сделку до конца, соблюдая паритет между проектом и инвестором.
Вы упомянули бизнес-план. Каким он должен быть? Как часто вы видите грамотный бизнес-план и чем он отличается от бизнес-плана «на коленке»?
Грамотных бизнес-планов очень мало, ведь за их подготовку необходимо хорошо платить. Такие документы, как правило, могут позволить себе предприятия с деньгами и операционной историей, которую уже можно проанализировать.
В принципе, для стартапа бизнес-план не имеет особой практической пользы, поскольку предприниматели обычно строят его на предположениях, гипотезах и прочих догадках. Но! Это вовсе не означает, что его не нужно готовить.
Важными моментами необходимости бизнес-плана считаю: во-первых, скрупулёзный анализ рынка и правильное выделение целевой аудитории; во-вторых, возможность заранее продумать будущие действия для достижения проектом своей цели.
Весь план, включая расчет финансовой модели, должен быть выполнен авторами проекта. Возможно, где-то ими будут допущены ошибки в расчётах или чего-то будет не хватать — это не страшно. Но не надо лить воду в документ, лучше пусть он изобилует цифрами и сухими комментариями.
Такой бизнес-план мы называем «на коленке». Грамотности ему добавится, если предприниматель привлечёт консультантов для проверки и корректировки своих расчётов и показателей.
Кстати, большой ошибкой будет, если бизнес-план заказать у специалистов, которые поставили на поток изготовление бизнес-планов — многие их просто тиражируют и наполняют типовые шаблоны, и такой документ видно сразу.
Почему у проекта, который должен быть на виду, чтобы привлекать стартапы — такие «слабые» аккаунты в соцсетях?
Это только начало. Обещаю, мы обязательно будем поддерживать постоянное присутствие Project Hunting в социальных сетях, уже сейчас можно подписаться на нас в Twitter и Facebook.
Много приходит именно интернет-стартапов? Какова их доля среди всего входящего потока заявок?
Интернет-проекты составляют около 20% от всего входящего потока. Но только 2–3% составляют проекты, которые, по нашему мнению, имеет смысл рассматривать.
Приходит много сырых проектов и, если идея не совсем безнадежная, то в таких случаях рекомендуем авторам рекультивировать свой проект, а иногда предлагаем кооперацию с другим проектом или компанией, чем можно усилить первоначальные позиции их идеи.
Что вы можете сказать о текущем положении стартап-индустрии? Одни говорят, что толковых стартапов нет, другие — что нормальных инвесторов. Ваше мнение?
Для запуска малого бизнеса в России у предпринимателей основным источником финансирования выступают личные сбережения (60%), средства друзей и знакомых (35%), а также банковские кредиты и инвестиционный капитал (5%).
Причём венчурные фонды ставят в приоритет вложения в высокотехнологичные компании, чем, например, в фермерское хозяйство, прибегая к различным способам ухода от тяжелого налогового бремени и коррупционной составляющей российской действительности.
Предприниматели и инвесторы — это в первую очередь люди, и каждый принимает решения на основе своего опыта. Для инвестора вложение денег в проект — это всего лишь вид бизнеса, и если инвестор не проявил заинтересованности к проекту, то не стоит настаивать на пересмотре его решения и сомневаться в его нормальности. Лучше всего поискать другие возможности с другими инвесторами.
Моё глубокое убеждение, что если предпринимателю удастся запустить бизнес и выйти на хорошие продажи, то либо инвесторы будут драться за право дать денег, либо их деньги будут ему уже не нужны. Но если предприниматель будет повсюду гоняться за инвесторами, то, скорее всего, не сможет создать бизнес и наверняка так и не получит денег.
Что вы можете посоветовать стартаперу? Вот уже есть проект, потихоньку развивается и приходит к пониманию, что нужны инвестиции. Что делать? К кому обращаться?
В первую очередь, оценить необходимость инвестиций. Возможно, переосмыслив текущую операционную деятельность предприятия, можно перенаправить средства в необходимом направлении, либо поискать деньги в ближнем окружении.
Если не хватит средств, но у предприятия есть стабильная выручка, то стоит обратиться в свой банк и узнать, какие есть у них инструменты для финансовой помощи клиентам.
Когда требуются большие деньги, например, для выхода на другой рынок, то здесь могут помочь крупные инвестиционные деньги.
Советуем предпринимателю обзавестись инвестиционным консультантом, который владеет информацией на рынке и подскажет здравую идею для поиска инвестиций, например, Агентство поиска проектов и привлечения инвестиций Project Hunting.
Комментировать