Эра пост-ПК стремительно наступает
Падение рынка ПК – свершившийся факт. Об этом свидетельствуют отчёты аналитиков и прогнозы экспертов. За первые три месяца 2013 года поставки снизились на 14% до 76,3 млн. штук.
Падение рынка ПК – свершившийся факт. Об этом свидетельствуют отчёты аналитиков и прогнозы экспертов.
Попробуем разобраться, что ждет мировой ИТ-рынок в эру пост-ПК, наступление которой мы наблюдаем уже сейчас.
Недавно сразу несколько аналитических компаний представили свои отчёты о состоянии рынка ПК в первом квартале 2013 года. Так, по данным аналитиков из IDC, в первом квартале 2013 года на мировом рынке наблюдалось рекордное снижение поставок новых компьютеров.
За первые три месяца 2013 года поставки снизились на 14% до 76,3 млн. штук. Эти данные приводит в своей публикации издание IXBT. Для сравнения, два года назад, в четвёртом квартале 2010 года, поставки компьютеров на мировой рынок составляли 92 млн. по данным IDC, сообщает издание digit.ru.
Падение поставок в начале 2013 года оказалось в два раза больше, чем ранее озвученные прогнозы аналитиков, обещавших падение на уровне 7,7%. Снижение объемов рынка ПК в начале 2013 года стало рекордным с 1994 года, причем аналитики прогнозируют, что до конца года рынок может просесть на 70%. Наибольшее снижение поставок зафиксировала компания Hewlett Packard – более чем на 20%, а для компании Dell снижение составило 10%.
Результаты, озвученные аналитиками из IDC в своем исследовании подтвердила и компания Gartner, заявившая о падении в первом квартале продаж ПК на 11%, сообщает издание IXBT.
Снижение объёмов поставок на американском рынке наблюдается уже десять кварталов подряд. Newsru приводит данные, согласно которым в четвёртом квартале 2012 года сокращение рынка составило 12,7% по сравнению с первым кварталом прошлого года. В количественном выражении объём американского рынка ПК составил 14,2 млн. устройств – это наименьший показатель с первого квартала 2006 года.
Ситуация на рынке ПК является особенно критической еще и потому, что глобальные тенденции должны были содействовать росту рынка. Улучшение ситуации в мировой экономике, равно как и выход новой операционной системы Windows 8 – это два фактора, способствующие увеличению продаж. А это означает, что вскоре мы можем наблюдать еще большее падение рынка.
Появление операционной системы Windows 8 вместо того, чтобы стимулировать продажи, привело к тому, что ни корпорации, ни домашние пользователи не захотели покупать ПК с Windows 8. Причиной тому, по мнению аналитиков — радикальные изменения в интерфейсе Windows 8, отсутствие привычной кнопки «Пуск» и высокая стоимость сенсорных ПК. Такое мнение высказал в комментарии к отчёту аналитик IDC Боб О'Доннелл, сообщает издание BGR .
Издание The Wall Street Journal провело опрос, направленный на то, чтобы определить интерес корпоративных пользователей к Windows 8. Результаты опроса показали, что большинство американских компаний не собираются в этом году переходить на Windows 8, они аргументируют своё решение тем, что набор реализованных в Windows 8 новшеств имеет для компаний небольшое значение.
Похожие негативные тенденции на рынке ПК отмечались во время кризиса 2008 года, однако тогда снижение поставок было обусловлено объективными факторами – и домашние пользователи, и корпоративные откладывали обновление парка техники до лучших времен.
Ещё раньше, в начале 2000-х годов, пузырь доткомов вызвал серьёзное падение объёмов продаж, после чего многие компании снизили цены на свою продукцию, превратив таким образом персональный компьютер из предмета роскоши в предмет домашнего обихода.
Таким образом, кризис рынка ПК образца 2013 года возник в результате других, совершенно новых «врагов», среди которых нет глобальных макроэкономических тенденций. На данный момент можно сказать, что главными врагами роста продаж ПК стали планшеты и облачные технологии.
Именно эти два фактора — рост популярности мобильных устройств и распространенность облачных технологий стали основными причинами перехода к эре пост-ПК.
Современные планшеты по своим функциональным возможностям приближаются к ПК. А программное обеспечение уходит в «облако». Поэтому люди перестают покупать мощные стационарные компьютеры – им, по сути, нужен только инструмент доступа к онлайн-сервисам. Таким инструментом, который еще и можно носить с собой, являются планшеты, которые значительно дешевле сравнимых по характеристикам персональных компьютеров.
Обычный пользователь компьютера – домашний или корпоративный – это, скорее, потребитель контента. Для этой цели пользователям достаточно мощного планшета и не нужно стационарного ПК. Эта общемировая тенденция изменения пользовательских предпочтений привела к тому, что рост объемов поставок новых ПК замедлится даже на развивающихся рынках.
Между тем, у рынка есть ещё потенциал роста. Во-первых, только 15% людей в мире обладает персональным компьютером – такие данные приводит издание «Частный корреспондент».
Кроме того, несмотря на активный рост продаж планшетов, в количественном выражении объёмы поставок этих мобильных устройств значительно уступают объёмам поставок ПК. Так в прошлом году в мире было продано около 360 млн. ПК и около 120 млн. планшетов.
Очевидно, что рынок ПК под влиянием всех этих тенденций изменится и не будет таким, как раньше. Один из вариантов его развития демонстрирует компания Hewlett-Packard, руководство которой, четко понимая тенденции рынка, еще в 2011 году пыталось продать подразделение по производству ПК, а сейчас компания переориентируется с выпуска компьютеров для домашних пользователей на выпуск ПК для профессионалов, в частности, для брокеров, нефтяников, архитекторов, врачей, конструкторов, создателей 3D-графики.
В случае развития этой тенденции предназначение персонального компьютера вернется к тому, с чего начиналась «эра ПК» – компьютер будет устройством для профессионалов, а домашние пользователи будут довольствоваться планшетами.
Комментировать