Фейковые новости – феномен современного медиапространства

Фейковые новости – феномен современного медиапространства

От сегодняшнего потребителя новостного контента требуется не только умение читать, но и умение анализировать новости: довольно часто новости, опубликованные в Сети, даже на сайтах серьёзных медиа, являются неправдой.

1 июля 2013

От сегодняшнего потребителя новостного контента требуется не только умение читать, но и умение анализировать новости: довольно часто новости, опубликованные в Сети, даже на сайтах серьёзных медиа, являются неправдой.

Попробуем разобраться, почему фейковые новости стали неотъемлемой частью современного медиапространства.

Интернет для современного журналиста является одновременно источником и информации, и головной боли. Интернет подсказывает информационные поводы и помогает найти нужные факты, однако та же Глобальная Сеть подкидывает явную ложь под видом сенсаций.

Иногда ложь может окружать даже вполне обыденные события. Новость о беременности жены Владимира Путина, поисках кота Дмитрия Медведева, миллиардном штрафе Samsung, выплаченном пятицентовыми монетами, о платных туалетах в поездах на Украине – это только самые известные из последних «фейков», связанных с событиями в России и соседних странах.

Фейковые новости – феномен современного медиапространства

Один из особенно активно обсуждаемых «фейков»– информация о том, что Павел Дуров сбежал в США после обвинения в наезде на полицейского. Эта ложная новость имела под собой реальный базис – Дуров получил повестку с требованием явиться для дачи показаний.

Кроме того, контроль над 48%-й долей проекта «ВКонтакте» получили новые владельцы. Ситуацию с медийным скандалом вокруг «ВКонтакте» мы уже рассматривали. И информация о вынужденной эмиграции Дурова могла быть реальной, поэтому она была растиражирована многими медиа.

Ещё один известный случай, который могли наблюдать интернет-пользователи – это появление ещё одного глобального новостного фейка: после взлома в Twitter-аккаунте информационного агентства Associated Press была опубликована информация о взрывах в Белом доме и ранении Барака Обамы.

Приведённые примеры демонстрируют разные источники ложных новостей. Такого рода псевдо-новости в Интернет могут «вбрасывать» специальные сайты, основным предназначением которых является создание и распространение «фейков».

Примерами таких сайтов являются украинский UaReview и «Репортажист», американские The Onion и Daily Rain, российские Fognews, smixer.ru, hobosti.ru, lapsha.ru. Лже-новости могут появляться в результате непрофессионализма (или намеренной попытки распространить ложь) журналистов либо после взлома медиа и вбрасывания дезинформации.

Чаще всего ложные новости представляют собой информацию о событиях, которые можно охарактеризовать как «из ряда вон выходящие».

Кроме того, фейки могут затрагивать «за живое» тех, кто их читает, в этих случаях у человека отключается логика, включаются эмоции и он верит даже совершенно невероятной информации.

Например, новость о том, что туалеты в украинских поездах станут платными, вызвала резонанс и «официальную реакцию» у членов украинского парламента, которые пообещали «разобраться» с проблемой и подать официальный запрос.

Ещё один громкий случай — новость о том, что в Голландии запретили к показу фильм об Алисе Селезнёвой, ибо он оскорбляет представителей сексуальных меньшинств. Новость даже появилась в одном из телевизионных выпусков.

В условиях непрекращающейся борьбы представителей сексменьшинств за свои права этот фейк выглядит вполне правдоподобно, а тот факт, что в новости упоминается любимый всеми с детства старый добрый фильм, в буквальном смысле этого слова, «подлил масла в огонь».

На фоне патентного противостояния между Apple и Samsung появилось сообщение о том, что южнокорейский производитель выплатит Apple миллиардный штраф пятицентовыми монетами, для чего было заказано 30 грузовиков.

Позже блогеры подсчитали, что выплатить такую сумму монетами можно, если в перевозке задействовать более 2,7 тыс. грузовых машин, но этот фейк еще долго «гулял» по Интернету.

Весной 2012 года Рунет взорвался сообщением о том, что в стране закроют сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — после проверок Роспотребнадзора, который пришёл к выводу, что такое питание наносит ущерб здоровью россиян.

Героин как лекарство от интернет-зависимости, операция по сшиванию сиамских близнецов, выпуск колбасы от Google – все это можно было встретить на страницах интернет-медиа, которые особенно стараются первого апреля.

В этот день редакторам онлайн-изданий не позавидуешь – даже серьёзные сайты публикуют неправдивую информацию.

Самым главным фактором распространения фейкового новостного контента является банальная погоня за сенсацией.

Кроме того, скорость подачи контента в современных онлайн-медиа такова, что у авторов, редакторов, контент-менеджеров просто нет времени на проверку фактов и достоверности таких новостей.

«Жареное» первым уходит в новостные ленты и распространяется по Сети со скоростью света, а иногда даже проникает в другие медиа – телевидение и газеты. Скандалы всегда обеспечивали трафик – это особенно заметно в тизерных сетях типа Martketgid, RedTram, tx2.

«Вы будете поражены», «под угрозой исчезновения», «мировое открытие», «нечто страшное», «будоражит умы» – вот только некоторые заголовки тизеров из Martketgid.

Авторы таких заголовков пытаются привлечь внимание к обыденным новостям, используя громкие заголовки для них. Авторы фейков делают, по сути, то же самое, только их заголовки оказываются априори более заметными ввиду либо своей абсолютной невозможности, либо потому, что они балансируют на грани допустимого и невероятного.

В лучшем случае, они просто передёргивают реальные события и интерпретируют их так, чтобы они выглядели сенсационными. Например, новость о том, что «Президент США Барак Обама съездил в Париж» вряд ли вызовет большой интерес у обычного читателя.

А если читатель встретит новость вида «президент Франции Франсуа Олланд плюнул на ботинок Обамы в Париже», он наверняка перейдёт по ссылке на новость. Если к этому добавить упоминание видеоролика, число кликов увеличиться ещё сильнее.

Фейковые новости – феномен современного медиапространства

Ещё одним помощником в распространении фейков являются социальные сети. Пользователи, прочитавшие возмутившую или поразившую их новость, спешат поделиться ею со своими друзьями из соцсетей.

В результате ложная новость расходится по этой соцсети, попадает на глаза одному из сотрудников другого онлайн-медиа, который, не думая, публикует её у себя, и этот цикл повторяется – бесконечное количество раз.

Онлайн-издания получают трафик, клики и внимание пользователей, и позже уже не важно, что опубликованная новость оказалась ложью. Она может и через месяц после публикации приносить определённые дивиденды изданию.

Хотя чаще всего фейковые новости имеют краткосрочный, но весьма заметный эффект. Особенно это заметно на новостях, связанных с биржей и бизнесом.

Например, после новости о покушении на Барака Обаму, опубликованной во взломанном Twitter-аккаунте информагентства, биржевые аналитики наблюдали резкий обвал индекса Dow Jones. А это означает вполне реальные финансовые потери вполне реальных компаний.

Таким образом, в распространении ложных новостей не последнюю роль играет обычный пользователь, потребитель контента, человек, для которого всё это делается – находятся сенсации, фейки сочиняются, публикуются и распространяются в соцсетях.

Без потребителя, без аудитории, заинтересованной в такого рода лже-сенсации, фейковые новости не имели бы смысла. Почему же пользователи готовы впитывать ложный контент, более того, они делают это активно и с удовольствием?

Дело в том, что большинство потребителей контента привыкли воспринимать всё, что написано в газете и сказано на ТВ, за чистую монету.

Именно эту привычку эксплуатируют фейковые издания, подсовывающие пользователю ложь в контексте, в котором он верит всему услышанному. Фраза «прочитал в интернете» сродни заявлению какой-нибудь бабушки "увидела по «ящику»".

Кроме того, важную роль в распространении фейковых новостей сыграл и изменившийся порядок потребления новостного контента. Сейчас мало кто просматривает сайты конкретных онлайн-изданий.

Основным источником новостей стали агрегаторы – сервисы типа Google News или «Яндекс.Новости». Даже читая новости на сайтах онлайн-СМИ, пользователи для начала пробегают глазами по заголовкам.

Среди заголовков новостей, хотим ли мы этого или нет, попадаются и материалы, размещённые на страницах фейковых изданий. Такие заголовки вызывают повышенное внимание и интерес со стороны потребителей. В большой степени с их подачи и распространяются по Интернету.

В этом случае участие потребителя в создании контента – то, чем так гордится современный «веб 2.0» – не идёт на пользу качеству того самого контента, скорее наоборот, вредит ему, делает его хуже.

Поэтому от потребителя контента требуется наличие определённого внутреннего мысленного фильтра, позволяющего проанализировать полученную информацию и сделать выводы или найти опровержение для неё, сделать некоторые умозаключения в отношении надёжности источника (для начала, хотя бы уточнить его название).

На это способны далеко не все, поэтому мы наблюдаем рост популярности фейковых новостных ресурсов.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.