Сколько миллионов долларов потеряли инвесторы в тревел-стартапах?

Сколько миллионов долларов потеряли инвесторы в тревел-стартапах?

На самом деле, если отбросить рекламную шумиху, вопрос через сколько времени разорится TravelRent и Flatora — был чисто техническим. В случае с Airbnb это решается раздуванием пузыря.

29 мая 2013

На самом деле, если отбросить рекламную шумиху, вопрос через сколько времени разорится TravelRent и Flatora  был чисто техническим. В случае с Airbnb это решается раздуванием пузыря.

В субботу у одного из ключевых сотрудников профинансированного ранее почти на миллион долларов российского стартапа по онлайн-бронированию, обещавшего уволить всех бабулек на вокзале и сделать рынок посуточной аренды квартир в Рунете цивилизованным, в профиле в соцсети появилась запись о новом месте работы. А потом погас и сам сайт.

В отличие от travelrent.com и локального Инсоюз.ру (которые просто скромно распустили команды и выключили бронирование, оставив всё остальное работать, чтобы никто не заметил смерть проекта, в Рунете за такое по головке не гладят), владельцы Флаторы не стали замалчивать, что ошиблись.

Сколько миллионов долларов потеряли инвесторы в тревел-стартапах?

Нишу онлайн-бронирования квартир за последние 2 года пытались штурмовать многие: Апартатор, Кударом, Твил, RentHome, Инсоюз, TravelRent, Flatora, ещё десяток различных клонов.

Если смотреть со стороны, неискушённым взглядом, вроде всё должно цвести и пахнуть. Рынок растёт, количество пользователей сети бьёт рекорды, уже придумываются стартапы, решающие проблему, как поместить в кошелёк десятки пластиковых карточек среднего потребителя.

Проекты в соседних нишах (бронирование отелей, туров, билетов, погулять по Парижу с гидом, взять в аренду котиков на выходные) получают миллионные инвестиции, радостно рапортуют о росте на 100500 процентов, а в нише с квартирами тягучая тишина. Изредка взрываемая короткими воплями очередного «убийцы Airbnb».

А всё ли так хорошо собственно у того, кого все пытаются повторить?

Пузырь Airbnb уже раздут до капитализации в несколько миллиардов долларов, это трудно произносимое для русскоязычных слово выучили наизусть все венчурные инвесторы, и к вопросу: «А чем ваш сайт X отличается от букинга», добавилось «и от айрбнб».

Airbnb открыл новую нишу, нишу массового потребителя, до этого никогда не сдававшего своё жилье. Теперь Вася Пупкин, отправляясь на дачу, может сдать свою хрущёвку на выходные.

А, как известно, массовость = взрывной рост и обожание инвесторов. Все облизываются при слове Твиттер, Инстаграмм, Чатрулетт даже в свое время, и прочих. Растёт — инвестируем, а как оно будет зарабатывать, инвестор следующего раунда разбираться будет.

Эффект массовости имеет за собой, кроме приятных цифр охвата, количества объектов в базе, и другую, обратную сторону  резкое ухудшение качества.

Добавить объявление может кто угодно, актуальность данных никто не проверяет. Дикий хаос. Свои деньги можно отдать за квартиру, в которой календарь обновлялся год назад или вообще никогда, тот самый Вася Пупкин учился Интернет смотреть и добавил.

А потребитель спешит, ему горит, он читал красивую статью в известном журнале, поэтому рассчитывает на то, что всё пройдет без сучка и задоринки. Вылет через неделю, он делает отбор, выбирает то, что понравилось, оплачивает 100% стоимости проживания плюс комиссию системы, а на другом конце провода — никого.

Вася Пупкин на даче, он не понимает, кто там ему звонит и ругается непонятными словами на тарабарском, Вася не помнит такого сайта, он много где спамил.

Любитель глянца бежит в банк пополнять баланс на следующую попытку, ведь деньги с прошлой попытки могут на карте разморозиться только через 2 недели, и снова ставит на красное, или в сердцах плюёт и идет бронировать гостиницу.

Простейший математический анализ предложений по любому наугад выбранному городу показывает достаточно печальную статистику: найти быстро того, кто реально сдаёт квартиру, не так просто.

В зависимости от региона, до 80-90% предложений являются неактуальными, вероятность ответа равна примерно 10-20% в течение недели. Вероятность получить предложение обойти лишнего посредника, причём во внутреннем чате этого самого посредника, достигает 80%.

«Позвони мне на два три п-я-ть 4 сороквосемь», или «меня зовут такой-то, я есть ВКонтакте / va s-Y a pup k_in всё без пробелов и тире, будет дешевле».

Причём опрос участников тревел-сообщества и других заинтересованных участников рынка в нескольких странах показал, что подобная практика — это не практика привыкшего к халяве Рунета.

Сколько миллионов долларов потеряли инвесторы в тревел-стартапах?

Что бы вы ни бронировали  виллу на Средиземном море, квартиру в Мухопопинске или лофт в Париже — вам предложат обойтись без лишнего звена, зарабатывающего на кровно заработанных арендодателем квадратных метрах несправедливые 10%. Причём мало того что зарабатывающего, так ещё и удерживающего его деньги у себя.

Мне попадалась фраза, отлично описывающая неорганизованную толпу лиц, имеющих диаметрально противоположные интересы: «коллективная безответственность».

На самом деле, если отбросить рекламную шумиху, вопрос через сколько времени разорится TravelRent (фабрика по производству копипастов Fastlane Ventures успела продать его выше по пищевой цепочке за 2 миллиона долларов) и Flatora (непрофильный инвестор, абсолютное отсутствие экспертизы рынка, раскол в команде) — был чисто техническим.

750 тысяч долларов (Flatora), 2 миллиона долларов (TravelRent), миллион долларов (RentHome — новость о закрытии поступит в ближайшее время) — этого недостаточно, чтобы повторить модель.

В которой никто не хочет платить: ни арендодатель за размещение своей рекламы и комиссию за бронь, ни локальный арендатор за инфраструктуру в мировом масштабе.

Airbnb «прокачался» на венчурных деньгах до глобального присутствия своей слегка «несвежей» базы, создал непреодолимую стену для последователей, и, пока они расшибают лбы в попытках понять, почему не работает, ищет способы зарабатывать. Например, сделав ставку на локальных гидов, критическая масса позволяет это делать.

Посуточный рынок не так прост, как кажется на первый взгляд. Арендодатель воспринимает как врага любого, кто пытается перетянуть его клиента на себя, влезть в его финпоток, диктовать ему условия.

В случае с Airbnb это решается раздуванием пузыря, в случае с другими сервисами — просто денег здесь недостаточно. Потому что главный враг, арендодатель, только в Рунете тратит в год до 10-15 миллионов на рекламу. Поэтому шансы перебить его деньгами равны нулю.

У любого проекта, приходящего в эту нишу, есть огромное количество конкурентов на локальном рынке в разы превосходящих его по финпотоку, и открыто с ним конкурирующих.

Возможно, это станет для кого-то открытием, но среди сданных арендодателями ночей сервисы типа Airbnb занимают не более 5-10%.

Арендодатель, профессиональный, сдающий 10-30 квартир — это высокомобильная структура, на своём локальном рынке доказавшая, что с ним стоит считаться. Эта структура диктует условия локальному порталу, собирающему весь трафик региона, и берущего с арендодателя плату за звонок, за прямой контакт с клиентом.

Выше в пищевой цепочке стоит проект федерального масштаба, например, Суточно.ру, зарабатывающий по модели фремиум. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в «проверенные бизнес модели». К чему это приводит, описано выше.

Именно проект, обладающий глубоким пониманием бизнес-процессов рынка, может создать инфраструктуру, в рамках которой он не будет пытаться прошибить лбом рынок, максимальный объем которого составляет 10% от тех красивых цифр, что рисуются в презентациях инвесторам.

Мы в BooknGo как раз строим такую инфраструктуру. Инфраструктуру мирового масштаба, объединяющего в единое целое сайты законодателей мод (профессиональных арендодателей, а не Вась Пупкиных), локальных порталов (именно они собирают весь поиск), и проектов масштаба страны, и объединяем их в эффективную структуру с капитализацией в миллиард.

Автор: Виктор Немчук, BooknGo LLC

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.