Онлайн-университеты: как интернет делает доступным качественное образование

Онлайн-университеты: как интернет делает доступным качественное образование

Интернет изменил многие сферы нашей жизни, и образование не стало исключением. Разговоры о повсеместном внедрении дистанционного образования в систему классического высшего образования ведутся уже давно.

9 июля 2013

Названия Coursera, Udacity и «Академия Хана» известны многим активным пользователям Сети. Дистанционные курсы, ставшие популярными в последнее время, стали не только модным времяпрепровождением продвинутых людей разных возрастов, но ещё и новым перспективным видом бизнеса.

Интернет изменил многие сферы нашей жизни, и образование не стало исключением. Разговоры о повсеместном внедрении дистанционного образования в систему классического высшего образования ведутся уже давно.

Однако только в прошлом году особенной популярностью стали пользоваться открытые онлайн-курсы, для которых было создано специальное название MOOC — Massive Open Online Courses. Такие учебные курсы концептуально отличаются от того, что предлагает классическая высшая школа.

Онлайн-университеты: как интернет делает доступным качественное образование

Открытые онлайн-курсы сегодня создают ведущие университеты мира и отдельные люди — просто энтузиасты, специалисты в определённой сфере или известные личности, добившиеся успеха.

Существуют целые академии онлайн-образования, объединяющие онлайн-курсы по разным направлениям. Среди них — Coursera, edX, Udacity , «Академия Хана», готовящаяся к открытию FutureLean.

Например, Coursera содержит лекции таких учебных курсов как Stanford, Duke, California Institute of Technology, University of Illinois at Urbana-Champaign, Berklee College of Music.

edX предлагает лекции MIT, Нarvard и University of California at Berkeley. В Udacity работают не только университетские профессора, но и специалисты из ведущих компаний, в том числе Google и Microsoft.

Открытые онлайн-курсы сегодня создают угрозу традиционному образованию — студенты со всего мира получили возможность слушать лекции ведущих профессоров из самых известных университетов.

В большинстве случаев такие лекции, доступные на страницах ресурсов типа Coursera или edX, совершенно бесплатны. Чтобы получить к ним доступ, достаточно лишь иметь доступ в Интернет и владеть английским языком на должном уровне.

В основе большинства MOOC лежат видеолекции. Учебный материал также может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, тестами, творческими задачами и обычными задачами и упражнениями.

Кроме того, материал может сопровождаться ссылками на дополнительные источники, среди которых — фильмы, статьи в журналах, связанные видеолекции и многое другое. Зачастую MOOC-курсы сопровождаются инструментами совместной работы — изучаемое можно обсудить с другими студентами, например, в чате.

Длительность MOOC-курсов — разная, от четырёх недель и выше. Успешно окончив курс, можно получить сертификат, но это условие совершенно необязательно.

Инвесторы тоже интересуются MOOC-курсами. Об этом свидетельствуют размеры инвестиций, вложенные в такие проекты.

Например, Coursera менее чем за год получила инвестиции в размере более $200 млн. А проект Udacity всего через несколько месяцев существования получил $15 млн.

Ведущие университеты США — Гарвард и Массачусетский технологический институт —вложили в edX более $30 млн. Примечательно, что новые MOOC-курсы активно финансируют сами университеты, пытаясь таким образом создать платформу для будущего развития, заполучить долю рынка ещё в самом начале.

Эти шаги они делают, понимая, что в будущем им придется конкурировать с мощными компаниями, которые захотят выйти на перспективный рынок MOOC-курсов.

При этом университеты и создатели MOOC-платформ уже научились зарабатывать на этих проектах: например, ведущие ИТ-компании (среди которых Facebook и Twitter) платят за доступ к информации о лучших выпускниках дистанционных курсов.

Традиционные университеты понимают, что для их успешного развития им необходимо сотрудничество с платформами дистанционных курсов. В частности, согласно заявлению американского совета образования The American Council on Education (ACE), некоторые курсы, доступные на Coursera, аналогичны преподаваемым в университетах, поэтом студенты могут прослушивать их.

А успешное окончание такого курса может быть засчитано в рамках университетского образования. Однако в этом случае студентам придется оплатить прохождение таких курсов.

У MOOC-курсов существуют и серьёзные проблемы. Например, бытует мнение о том, что МООС предоставляют студентам облегчённую версию университетского образования — более 95% студентов не заканчивают сложные онлайн-курсы.

У MOOC зачастую не продумана система оценки знаний студентов: бывает, что профессора-авторы курсов представляют только лекции, а не работают со студентами в полноценном режиме.

Например, во многих курсах ограничено или вовсе не предусмотрено обсуждение изучаемого с преподавателями. Семинарские занятия в MOOC-курсах практически отсутствуют. Это часто приводит к тому, что, столкнувшись с трудностями и лишённые возможности получить профессиональную консультацию студенты оставляют обучение.

Можно ли утверждать, что MOOC полностью заменят традиционное высшее образование? Вряд ли.

Главное отличие MOOC от университетского образования состоит в том, что открытые дистанционные курсы предлагают получить знания по конкретным вопросам, иногда — довольно специализированным.

В MOOC-обучении нет систематичности и целостности, в отличие от университетского образования. Преемственность курсов здесь довольно низка либо практически отсутствует. Основная задача MOOC-обучения — дать знания (практические навыки) по конкретному предмету или определённому направлению. В классическом образовании существует связь курсов между собой и курсы не оторваны друг от друга.

Даже при возможности выбора учебных предметов, для того, чтобы получить образование в той или иной сфере (закончить университетский курс по определённому направлению), существуют перечни обязательны для изучения предметов.

Например, сложно представить программиста с высшим образованием, который не изучал линейную алгебру или теорию вероятности. Либо переводчика без знания основ теории перевода или лингвистики.

MOOC-курсы предоставляют перечни связанных курсов и направлений подготовки, однако это обучение не является целостным, как в традиционной высшей школе.

Отсюда логически можно довольно чётко определить целевую аудиторию MOOC-курсов. Это не столько студенты высших учебных заведений, сколько люди с образованием, которые пытаются усовершенствоваться как специалисты.

Например, человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице нужны знания основ управления проектами. Получить эти знания с минимальными затратами времени можно именно на дистанционных курсах.

Боле продвинутый вариант такого обучения — дистанционные MBA-курсы. Их сложно отнести к MOOC, прежде всего потому, что они далеко не бесплатны. Тем не менее, дистанционные курсы на получение степени MBA можно назвать одним из вариантов коммерческого развития MOOC. Примером такого проекта можно назвать проект Елены Масоловой Eduson https://www.eduson.tv.

Кроме того, MOOC-курсами интересуются просто любопытствующие. Например, человек всегда интересовался психологией, но получил образование инженера. С помощью MOOC он может изучить основы психологии в «свободное от работы время».

Таким образом, MOOC — это не замена традиционному образованию, а дополнение его, один из вариантов его развития с использованием интернет-технологий.

Сейчас мы наблюдаем только становление рынка MOOC-стартапов, которое происходит в результате тесного сотрудничества интернет-бизнеса с университетскими профессорами. В ближайшее время стоит ожидать появление большого числа стартапов, работающих в сфере дистанционного образования и предлагающих разнообразные MOOC-курсы.

Университеты тоже в скором времени будут активнее использовать дистанционные курсы, предлагая их не только своим студентам, но и всем желающим. По большому счёту, MOOC может стать одним из вариантов монетизации классического образования.

Кроме того, можно ожидать появления комплексных MOOC-курсов, предлагающих не только узкоспециализированное обучение, а и комплексную подготовку специалиста с использованием дистанционного обучения, предусматривающую прохождение целого ряда дистанционных курсов.

Также можно предположить, что MOOC начнут использовать и корпорации, как для организации тренингов для своих сотрудников, так и для продвижения своих продуктов посредством предложения дистанционных курсов. Стоит ожидать аналогов Академии Cisco, реализованных в виде дистанционных курсов.

А главное социальное и общественное значение MOOC-курсов — воплощение в жизнь концепции открытого обучения, обучения для всех.

Действительно, сложно себе представить более доступный способ обучения, нежели MOOC-курсы: доступный для всех, вне зависимости от пола, возраста, места проживания и уровня предыдущего образования.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.