Вячеслав Жук, ОПогоде: «Эффективность существующих моделей прогнозирования уже поставлена под сомнение»
О точности прогнозов и степени доверия к современным метеосервисам, стереотипах, связанных с прогнозными сайтами, текущих тенденциях и будущем различных погодных порталов, рассказал СЕО «ОПогоде» Вячеслав Жук.
«ОПогоде» — первый украинский агрегатор погодных данных.
«ОПогоде» можно назвать погодным агрегатором. Почему у такой простой, на первый взгляд, идеи до сих пор не появилось практической реализации (либо имеющиеся реализации не завоевали популярность)?
Перед запуском проекта в работу мы провели тщательный анализ рынка метеосервисов, начиная от простых мобильных приложений и заканчивая глобальными мировыми метеопорталами.
Рынок метеосервисов достаточно насыщен. Существующие метеосайты имеют стабильную аудиторию почитателей. Пробовать бороться с современными титанами рынка практически бесполезно.
Поэтому, создавая новый продукт в этом сегменте, для продвижения мало обыкновенной агрегации погоды из разных источников. Пользователю необходимо предложить нечто новое.
Существует устоявшееся стереотипное мнение о том, что погодный сайт должен быть серьёзным и строгим, условно, скучным для пользователя, так как кроме погоды его ничего больше не интересует на сайте. Мы же отошли от этого шаблона.
Вы формируете собственный прогноз на основе усреднённых данных из других источников. Насколько ему можно доверять, если сами источники далеко не всегда дают правильный прогноз? И ещё одно — как вы усредняете «дождь» и «переменную облачность» или «снегопад» и «без существенных осадков»?
Каждый источник использует свою математическую модель прогнозирования. Точность моделей в разных регионах может существенно отличаться. Каждый из источников совершенствует собственную модель прогнозирования именно в тех регионах, где находится концентрация его основной пользовательской аудитории.
Значит, точность прогноза, например, в США будет выше у американских метеосервисов, чем у европейских. Поэтому если вы собрались поехать в Нью-Йорк, лучше посмотреть прогноз погоды на локальном погодном сайте.
Единственная гарантированно точная информация, которую могут предоставлять метеосайты, это фактическая погода, грубо говоря, погода «сейчас», то, что у нас за окном.
Учитывая современные мировые изменения в климате, метеорологи мира начали ставить под сомнение существующие модели прогнозирования, выдумывая всё новые и новые сложные операции.
Цель проекта «ОПогоде» — определить самый точный метеоресурс и, соответственно, модель прогнозирования в масштабах континентов, стран, регионов и городов. Наш прогноз основывается на усреднении данных с применением коэффициентов точности каждого источника в заданном регионе. Например, если источник n показал самую высокую точность прогнозов в регионе, его прогноз будет учитываться в большей степени, чем другие источники, показавшие менее достоверный результат.
Что касается усреднения осадков, то решение достаточно простое. Каждому источнику присваивается свой коэффициент точности, а при выборе состояния осадков выбирается параметр, который прогнозируют самые весомые источники в заданном регионе.
У вас есть такие показатели, как рейтинг доверия пользователей и статистика точности прогнозов. На основе каких данных вы ведёте статистику и как происходит построение рейтинга?
Точность источников рассчитывается, исходя из соотношения точности данных прогнозируемой и фактической погоды, по самым важным параметрам состояния окружающей среды (температура и осадки). При этом данные о фактическом состоянии окружающей среды берутся из официальных государственных гидрометцентров соответствующих стран. Рейтинг формируется согласно точности попадания прогноза в фактические данные.
«Доверие пользователей» — голосование за источник на нашем сайте — несёт исключительно интерактивный характер. Это возможность отдать предпочтение самому точному или просто любимому источнику погоды.
У вас есть специальный раздел для автомобилистов. Собираетесь ли выделять ещё какие-то особые категории пользователей (путешественники, дачники)?
В обязательном порядке будем развивать новые разделы сайта, посвящённые путешествиям и активному образу жизни. Данные разделы находятся сейчас в разработке, и мы в скором времени планируем порадовать наших пользователей новыми удобными сервисами.
По вашему признанию, пользователи принимают активное участие в улучшении портала. Насколько велика сегодня аудитория ресурса? Насколько оправдывают себя при привлечении пользователей такие разделы, как фотосток и видео?
Аудитория проекта пока достаточно скромная — до 3 000 уникальных посетителей в день. Но для сайта, существующего чуть больше месяца, этот результат оправдывает ожидания.
На этом этапе развития проекта мы не гонимся за суперпоказателями по количеству посещений, гораздо важнее качество и удобство самого ресурса.
Но конечно же, мы понимаем всю важность грамотного использования PR-инструментов и SMM. Скажем так, сейчас у нас есть прекрасная возможность экспериментировать и проявлять здоровое творчество, в том числе и в вопросах привлечения аудитории.
Что касается мультимедийных разделов, то на них у нас большие планы в будущем. Есть несколько ценных идей в этой сфере, которые мы собираемся протестировать ближе к концу года.
Вы обещаете продвигать ресурс с помощью нестандартных промопроектов. Можно чуть-чуть приподнять завесу над этими планами?
Хотим идти по одной медиатропинке с теми проектами, для которых приоритетны вопросы здорового образа жизни и защиты окружающей среды.
Первым подобным опытом для нас стал «Киевский пробег под каштанами» в этом году. Это был первый нестандарт. Роль промоматериалов проекта во время мероприятия выполнили… бананы, как оказалось, незаменимый продукт для участников пробега.
Разработка сервиса оказалась довольно трудоёмкой задачей, как вы отмечали. В какую «копеечку» обошлись создание и запуск бета-версии? Как собираетесь финансироваться дальше?
В плане создания удачно сошлось наличие хорошей идеи и команды, которая поверила в эту идею и смогла реализовать её до момента запуска бета-версии. По дальнейшему развитию проекта у нас есть договорённость с профильным инвестором. Он понимает суть интернет-бизнеса и готов развивать проект не только с экономической точки зрения, но и привнося свою ценную экспертизу.
Монетизировать проект мы будем по классике жанра контентных проектов: продажа баннерной рекламы, создание специальных мультимедийных разделов, брендирование сайта. Но не собираемся отказываться и от более современных решений — динамических подложек, подключения игровой механики, производства и продажи собственного видеоконтента.
Вы уже достаточно продвинутые в прогнозах ребята. Хотя вопрос не совсем о погоде — можете спрогнозировать будущее погодных сервисов и погодных стартапов?
В сложившейся мировой климатической ситуации человечество должно быстрее адаптироваться к резким погодным изменениям. Эффективность существующих моделей прогнозирования уже поставлена под сомнение.
Пользователи небольших погодных сервисов, покупающих погодные данные у крупных метеооператоров в надежде привлечь за счёт этой информации трафик, будут пользоваться крупными порталами. Люди будут проверять погоду только на самых достоверных источниках.
Такая тенденция уже наблюдается во многих странах СНГ и Европы. Например, в Украине разрыв по трафику между пятёркой лидеров среди метеосервисов и остальными разнится в сотни раз.
Выяснить, кто же самый точный и достоверный метеорологический источник для каждого уникального пользователя — основная задача «ОПогоде».
Комментировать