Евгений Петров, Clicka: «Сейчас очень тяжело отличить перспективу от ложных сигналов»
Насколько выгодно вкладывать деньги в разработку СММ-сервисов, в интервью нашему изданию рассказал руководитель проекта Clicka.ru Евгений Петров.
Clicka.ru — сервис для сбора статистики и аналитики данных по пабликам в социальных сетях.
Сервис Clicka.ru занимается сбором и анализом данных из соцсетей, чем в 2013 году уже никого не удивишь. В чём заключается ваше принципиальное отличие от уже существующих сервисов мониторинга?
Сервис Clicka.ru появился как некий эксперимент, попытка авторов создать инструмент для собственных нужд, так как ни один из существующих сервисов, к сожалению, нас полностью не удовлетворял. Во-первых, те сервисы, где проставлялся тон, не обеспечивали необходимую нам логику проставления негатива и позитива, и очень часто ошибались.
Во-вторых, часть систем не удовлетворяла нас тем количеством инструментов, предлагаемых для работы. У некоторых не было возможности сравнивать группы между собой и предлагали показатели, которые нам совершенно не были интересны. Предлагалось только то, что есть и больше ничего.
Так что было принято решение мониторить соцсети самостоятельно и попытаться сделать наиболее полезный инструмент, который всегда можно было бы дополнить, настроить и доработать под любые необходимые нужны. Поняв, что этим можно пользоваться, мы решили вывести продукт на рынок.
Естественно, мы старались настроить работу так, чтобы не ограничиваться только несколькими популярными соцсетям, а собирать статистику с любого интересного заказчику сайта, а также предлагать или создавать по просьбе клиента такие инструменты, которых у нас ещё нет, но которые будут очень интересны и полезны.
В итоге мы не предлагаем клиентам анализировать соцсети только вот так, а спрашиваем, что было бы им интересно ещё, какие сайты, инструменты, да вообще, какая информация клиентам ещё нужна.
До создания сервиса основатели Clicka.ru были связаны с СММ в «промышленных масштабах»?
Основатели были связаны в «промышленных масштабах» не только с СММ, а вообще с мониторингом и аналитикой медиапространства России. Почему мы выбрали соцсети? Ответ довольно прост: информационное поле из традиционных СМИ с каждым годом все сильнее и сильнее перетекает в цифровые. А социальные сети только способствуют этому.
В примерах показателей статистики приведены довольно скромные паблики: около 200 комментариев в неделю, около 20 000 участников. Насколько удобно будет ваша визуализация в группах с более 100 000 участниками и сотней комментариев в минуту во время пиков активностей? Есть какие-то дополнительные инструменты для работы с такими массивами данных?
В примерах показателей мы в первую очень ставили цель показать интерфейс и аналитические возможности, а не технические особенности нашего сервиса.
Но если вас интересует этот аспект, то могу заметить, что совсем недавно мы завершили первые два инструмента сравнения групп между собой и одновременно выводили информацию сразу в нескольких разрезах по нескольким десяткам групп — визуализация информации не пострадала.
Кроме того, если нашим клиентам что-то покажется не комфортным или же у них появится идея, как можно улучшить работу сервиса — мы всегда на связи и готовы работать над улучшениями. Мы не только рады любым предложениям, а даже специально спрашиваем клиента об этом и готовы постоянно улучшать наш сервис.
Алгоритм определения тональности комментариев — это ваша собственная разработка? Как вы учитываете тот нюанс, что в разном контексте одно и то же слово может иметь различную эмоциональную окраску?
Именно существующий до появления Clicka.ru очень ограниченный круг предложения по определению тональности в других сервисах и явился одним из мотивирующих факторов разработать собственную систему. Действительно, контекст сильно влияет на смысловую нагрузку слов, кроме того, необходимо также учитывать в ответ на какой комментарий было употреблено то или иное слово или фраза.
На данный момент нами разработан алгоритм, чётко выявляющий негатив и позитив по ключевым словам заданными авторами (впоследствии мы собираемся дать клиентам полный контроль над этим инструментом, чтобы они уже без нашего ведома могли настроить очевидную тональность). Но мы прекрасно понимаем, что не все комментарии можно таким образом отнести на позитив или негатив. То, что для одного клиента является негативом, для другого приравнивается к нейтральной тональности.
Поэтому сейчас, в зависимости от требований и особенностей определения позитивной и негативной тональностей заказчика, мы прибегаем к человеческому ресурсу. Несмотря на то, что для нас это обходится дороже, это значительно повышает качество обслуживания, а также позволяет подстроиться под любые особенности клиента в определении тона.
В планах разработчиков — расширение за пределы ВК, Facebook и Twitter. Новыми источниками будут новые соцсети или в поле зрения попадут и другие соцмедиа?
Обязательно! Мы уже сейчас готовы рассмотреть и добавить в Clicka.ru абсолютно любой информационный ресурс: любые мировые социальные сети, форумы, блоги и т. д. Наш сервис изначально разрабатывался как универсальный инструмент для любых источников социальной информации.
У вас нет бесплатного тарифа, кроме двухнедельного ознакомительного периода. На чём базируется ваш механизм ценообразования? Вы уверены, что сможете привлечь достаточно клиентов, готовых отдать не меньше 850 рублей в месяц за тот пакет услуг, который сегодня доступен на Clicka.ru?
Изначально создавая сервис Clicka.ru, мы ставили перед собой цель создать продукт, максимально отвечающий всем требованиям клиента и при этом не просто доступный, а имеющий цену ниже рыночной. Сейчас средняя цена за одно сообщество превышает 1000 руб.
Пакет услуг в Clicka.ru уже включает в себя больше разнообразных инструментов — и это только начало! Мы только начали работать на рынке! Мы стараемся заработать на объёме, а не на наценке. Кроме того, мы готовы развивать свой инструмент, основываясь на интересе клиентов и требованиях рынка.
Например, многих не интересует ежедневное обновление — люди интересуются социальной статистикой раз в неделю, и этого им вполне достаточно. Так почему бы не создать тариф и для таких клиентов? И мы это с радостью сделали: сейчас в Clicka.ru одна группа с еженедельным обновлением стоит всего 500 руб. Прибавьте к этому постоянно прибавляющиеся показатели аналитики и сравнения групп, а также желание всегда выслушать клиента, понять его нужды и сделать именно то, что он хочет!
Если говорить о денежной стороне, за счёт каких средств вы начинали разработку и за счёт чего собираетесь развиваться дальше? Что можете сказать об инвесторском интересе к СММ-сервисам, в частности, к вашему?
Система разрабатывалась за счёт личных средств. К основным инвестициям можно отнести не только деньги, но и личное время. Сегодня проект продолжает функционировать во многом за счёт собственных средств.
Могу точно сказать, что путь развития сервиса за счёт каких-либо инвестиционных ресурсов извне считаю нецелесообразным. Данная модель широко распространена на западе, да и у нас в последнее время её активно распространяют. Но все прекрасно понимают, что ни один разработчик, если он действительно считает, что его проект интересен, актуален и способен задержаться на рынке, вряд ли захочет зависеть от кого-то в своих возможностях и действиях.
Продолжая инвесторскую тему, насколько вообще велик интерес к СММ у мирового инвестиционного сообщества? Действительно ли это перспективное направление и выгодное вложение средств с чёткими и понятными для инвесторов механизмами зарабатывания денег?
Мне кажется, механизм заработка денег как таковой уже сформировался. Другое дело, что на данный момент очень сложно количественно просчитать как, сколько, где и когда ты можешь заработать. Многие вынуждены действовать наобум, вслепую, а это не всегда нравится инвесторам.
Сейчас очень тяжело отличить перспективу от ложных сигналов — а их на порядок больше. Но тем не менее СММ становится всё популярнее и всё сильнее интегрируется в наш привычный образ жизни и обилие новых и интересных проектов только подтверждают это.
Какого эволюционного витка ожидать от сервисов социального мониторинга в ближайшем будущем, когда СММ окончательно превратится из модного слова в реальный бизнес-инструмент?
Я считаю, что социальный мониторинг станет более персонализированным. И суть совсем не в том, чтобы приглядеться к своим фанатам, последователям или участникам. Персонализация станет одним из инструментов борьбы за чёткое и правильное позиционирование.
Например, в Clicka.ru мы недавно реализовали возможность отслеживания активности негативных комментаторов в других группах, на которые вы подписаны. Теперь вы можете понять, кого именно, когда и почему критикует тот или иной человек, а главное, как он себя ведёт в других группах.
Также считаю, что уже сейчас сервисы соцмониторинга должны сменить модель предоставления статистики на предоставление аналитики — это разные вещи и нужно обязательно понимать разницу между ними. Мы это понимаем, поэтому двигаемся в направлении к нашему клиенту!
Комментировать