Юрий Медяков, MapleMart: «Создать стартап не сложно, сложно привести его к успеху»
Зачем делать ещё один сервис для создания интернет-магазинов и как влияет опыт работы в крупных компаниях на процесс создания собственного стартапа, в интервью нашему изданию рассказал сооснователь сервиса MapleMart: Юрий Медяков.
MapleMart - сервис для автоматизированного создания интернет-магазина на базе прайс-листа Excel с его последующим встраиванием в существующий сайт.
Существует масса различных конструкторов интернет-магазинов разной степени сложности. Но вы занялись разработкой сервиса для быстрого создания интернет-магазина. Зачем?
Мы думаем, что не все потребности удовлетворяются теми продуктами, которые уже есть на рынке.
Заниматься сервисом мы стали после того, как к нам обратилась компания, которая хотела совсем небольшую функцию: вместо прайс-листа в Excel показывать каталог своих товаров, не переделывая весь сайт. Бюджет был очень небольшой, и нужно было готовое и недорогое решение. Найти что-то удобное мы не смогли: попадали или на замену движка сайта, или на проблемы с разбором прайса.
Попытались прикинуть, есть ли аналогичные проблемы у других, и увидели, что примерно у половины розничных компаний нашего города выложены прайс-листы, а ещё у четверти вообще нет списка товаров на сайте. Так мы стали разрабатывать MapleMart: чтобы помочь организациям сделать первый шаг в сторону электронной коммерции, для начала хотя бы заменив прайс-лист на простенький интернет-магазин.
Добавление к списку товаров функции корзины, возможно, достаточно для далёких от интернета предпринимателей. Однако достаточно ли этого для искушённых и разбалованных различными возможностями пользователей?
Нужно отметить, что существует множество ниш, где пользователи до сих пор рады даже просто возможности узнать о цене и наличии товара, а возможность выбрать и купить товар прямо с сайта делает их очень счастливыми. И в таких нишах даже наш минимальный функционал востребован.
Но мы признаём тот факт, что текущего функционала явно недостаточно, и активно ведём разработку, чтобы не только «далёкие от интернета предприниматели», но и все остальные смогли предоставить своим клиентам побольше возможностей.
Сервис находится в стадии активного развития. Это означает, что в будущем появится более продвинутый функционал — фото, отзывы, похожие товары и т. д.?
Мы работаем над тем, чтобы «продвинутый» функционал появился как можно быстрее. В разработке мы выбрали интерактивный подход, который делает продукт наиболее полно соответствующим потребностям наших клиентов.
В первом релизе сделано только то, без чего работать интернет-магазин не может совсем: каталог товаров, навигацию, корзину, поиск, фильтр по цене. Благодаря этому мы уже можем получать обратную связь от клиентов и реализовывать в первую очередь именно то, что им нужно. Фото, отзывы, похожие товары, подключение платёжных систем, синхронизация с 1С — это все пункты нашего плана разработки.
Пожалуй, самое важное, что мы сделали в первой версии, — протестировали и отладили систему встраивания интернет-магазина в сайт клиента. Интернет-магазин встраивается в сайт аналогично ролику YouTube: с помощью вставки небольшого кода прямо в тело страницы. И это выгодно нас отличает от множества конструкторов интернет-магазинов. Преимущества этого подхода очевидны: нет требований к хостингу и CMS, не требуются существенные доработки сайта, а сроки внедрения измеряются в часах, а не в месяцах.
Вы планируете зарабатывать на платных аккаунтах с расширенным функционалом. Но это в будущем. А сейчас разработка идёт за счёт собственных средств и времени разработчиков?
Да, у нас классический «гаражный стартап»: тратим своё время и деньги. Нас в проекте сейчас всего двое, поэтому и разработка, и продвижение идут довольно медленно. Мы пробовали работать с другими людьми, но так никто и не остался в команде: работать на голом энтузиазме действительно тяжело.
Когда у тебя нет бюджета, начинаешь ценить деньги и искать недорогие возможности реализовать желаемое.
Например, наш промежуточный сервер для отладки — это мой старый компьютер, который я собирался разобрать на запчасти.
Нам очень помогла программа Microsoft BizSpark. Мы ведём разработку на ASP.NET и в рамках этой программы получили все необходимое нам ПО бесплатно, а наши серверы развернули в Azure с большой скидкой.
У всех участников проекта есть опыт работы в крупных компаниях. Его можно считать плюсом или минусом при создании собственного стартапа?
Не думаю, что опыт работы в крупных компаниях как-то влияет на создание собственного стартапа.
Чтобы начать создание стартапа, нужно иметь внутренний стимул и просто соответствующий опыт. И не суть важно, где этот опыт был получен, в крупной компании или небольшой фирме. Да и, собственно, создать стартап не так сложно, гораздо сложнее — привести стартап к успеху. Здесь мы ещё не выяснили, что является определяющим фактором, но намерены это узнать.
Десять лет назад интернет-магазины были в новинку, сегодня всё больше клиентов предпочитают делать покупки онлайн. Как долго на рынке продержатся продавцы, которым достаточно выгрузки прайса на сайт, и что ждёт малый бизнес в электронной коммерции?
Мне сложно делать прогнозы, всё-таки это требует вдумчивого анализа тенденций. Но думаю, что через несколько лет не использовать интернет как канал продаж будет также глупо, как сейчас не отвечать на телефонные звонки в офисе или вести бухгалтерию на счётах.
Нам кажется, что для малого бизнеса продажи в интернете — это очень перспективное направление. Если суммы на маркетинг там сравнимы с продажами офлайн, то операционные расходы в ряде случаев могут быть значительно ниже.
Комментировать