Исповедь пикирующего стартапа
Удачная команда, продукт и инвестиции... но что-то пошло не так, стартап терпит провал. Мы предлагаем вам историю, пропитанную болью и слезами фаундера, не пожелавшего раскрыть своё имя.
Мы часто читаем различные истории успеха, заряжаясь энергией и желанием побеждать, но истории поражений иногда могут оказаться куда более полезны. Ведь учиться на чужих ошибках, бесспорно, лучше, чем на своих.
Сегодня уже почти два года, как я бросил работу и начал создавать нечто своё. Ушли месяцы на разработку, разговоры с женой о дальнейших планах, откладывание денег и бессонные ночи, когда я, наконец, отважился сделать решительный шаг.
И я рад, что сделал его. Но через месяц мой стартап будет мёртв
Тот день, когда я бросил работу, положил начало потрясающей «езде на американских горках». Мне удалось подняться на вершину TechCrunch, нанять сотрудников и стать восходящей звездой технологического мира. Радуясь своему успеху, мы не смогли отказаться от предложения, которое, как нам казалось, было ключом к ещё большим достижениям. Нам предложили место в очень известном акселераторе.
Как говорят, акселератор ускоряет успех или неудачу, но всё, что удалось улучшить нам – способность играть в игру под названием «стартап»
В тот день, когда наша нога ступила на порог акселератора, у нас был бизнес, которым можно было гордиться. Запущенный на свои кровные, «тощий» и уже способный обеспечить нужды (по крайней мере) двух семей – моей и моего сооснователя.
Через три месяца наше первоначальное желание не привлекать посевное инвестирование исчезло вовсе и мы были уже полностью убеждены, что сможем что-то означать только в случае, если сядем в ракету венчурного инвестирования.
Моё нежелание привлекать финансирование было встречено издёвками и пренебрежительными замечаниями многих других команд акселератора (большинство из которых быстро исчезли со сцены), а также менторами и инвесторами, которые вкладывали своё время, знакомства и ресурсы для того, чтобы мы преуспели.
И тут мы совершили первую из серии многих ошибок.
Мы послушали наших инвесторов
Все они были известными предпринимателями, которые заработали миллионы (иногда нечестно…), и они верили в нас. Но при условии, что мы:
«Сделаем функцию Х бесплатной»
«Прекратим концентрироваться на доходе, есть кому оплатить счета»
«Статистические данные о популярности нашего ресурса будут расти, и на демо-дне мы сможем показать график в виде хоккейной клюшки»
«Откажемся от неприятного клиента, который генерирует 80% нашего дохода, он только отвлекает на пути к нашему большому видению».
Мы купились на это всё. Когда подошло время демо-дня, чеки были выписаны и пресса распространила новость по всему миру. И всё же, меня изнутри съедало неприятное чувство. И это было недоверие.
Я не верил в ту дрянь, которую продавал инвесторам. Это была не та компания, в которую я вложил свою жизнь
Мы привлекли наш раунд, быстро его закрыли с тем, чтобы скорее вернуться к работе и перестать ходить на бесконечные питчи и бизнес-завтраки. Продукт за продуктом появлялся на рынке, показывая трэкшн, но это не был тот трэкшн в миллион пользователей, который придал бы нам значимости.
Моя команда по-прежнему сохраняла высокую мотивацию и работала на полную мощность, создавая приложения, которые им очень нравились. И несмотря на это, я чувствовал себя одиноким, испуганным и подавленным в моём офисе.
Я собрал команду, которую любил. Я не создавал команду, которая способна повести за собой
Я действительно люблю своего сооснователя. Это прочная мужская дружба, которая будет длиться всю жизнь. Он талантливый исполнитель, прекрасный слушатель и я полностью ему доверяю. Однако, он оставил меня одного в тяжёлый момент. Он не собирался это делать, он даже не понял, что сделал это. Я стал парнем «сделай всё».
«Разработка продукта» — проверь. «Управление продуктом» — проверь. «Поддержка клиентов» — проверь. «Бухгалтерия» — проверь. «Пиар» — проверь. «Рекламный текст» — проверь…
И это тогда, когда он взял на себя ответственность только за дизайн (и делал это действительно великолепно).
Я подавлен, истощён настолько, что не в состоянии по-настоящему хорошо выполнять мои непосредственные обязанности. Я нормально не сплю и, откровенно говоря, считаю пробежки единственным, что удерживает моё здоровье и брак от разрушения.
Когда я строил эту команду, я не искал универсалов, которые могут быстро переключиться на любой другой вид деятельности и расшибиться, но справиться. Напротив, я строил её с ориентированными на качество перфекционистами, которые создают красивые вещи. Эти люди находятся на своём месте, но они не ведут себя как начинающие фаундеры, которым необходимо быстро крутиться.
А значит, когда мой стартап прекратит своё существование, я смогу сказать безо всяких на то сомнений, что потерпел неудачу. Так как, к своему стыду, я несу ответственность за то, как мир воспринимает мой стартап, и за то, как все шестерёнки этой (хоть и такой маленькой) организации крутятся.
Я не знаю, что случится потом
Я принял решение написать этот блог-пост вчера ночью, лёжа в постели рядом со спящей женой. Она одна из многих, кого я сильно разочарую своим провалом (тем не менее — одна из немногих, кто по-прежнему будет любить и поддерживать меня после всего).
На этой неделе мне нужно будет поговорить со своим сооснователем и уволить первого сотрудника перед тем, как он пойдет в отпуск. Он хороший разработчик, но я не смогу свести платёжную ведомость, если не уберу его и его выходное пособие из компании.
Я напуган
Комментировать