Борис Уваров, vyzov.com: «Достижение целей + благотворительность»
Мы создали vyzov.com, чтобы творить добро вопреки энтропии и хаосу. И ещё чтобы внести в самомотивацию азарт соревнования, ощущение отдачи на каждом шаге.
Недостаточно добра, стройте больше фабрик добра
Однажды летом я собирался идти на работу: сидел и увлечённо завязывал шнурки кроссовок. И вдруг услышал по радио «Юмор FM», что человеку в жизни выпадает неограниченное количество шансов изменить мир в лучшую сторону. И ровно столько же возможностей слить все эти шансы.
Микропросветление ушло, оставив в голове колокол-набат: надо делать общественно полезный проект. Благотворительный! Надо срочно делать многопользовательский благотворительный проект! Счастье для всех, даром, и чтобы никто не ушёл обиженный.
Старшие товарищи на работе с пониманием отнеслись к моему душевному состоянию и помогли перевести ощущения на язык бизнеса. Итак, чтобы принести как можно больше добра и иметь потенциал к безграничному расширению, наша машина добра должна стать прибыльным предприятием, предоставляющим востребованный продукт.
За одно очень кофейное утро мы придумали проект с суперскромным кодовым названием «Экзоскелет воли». Ключевая идея — пользователь делает денежные ставки на свои цели: смогу или нет, справлюсь на 100% или на 5%. Вторая ключевая идея — ставки на цели должны быть пожертвованиями в благотворительные фонды. А от продвижения юзера к поставленной цели будет зависеть процент ставки, который получит фонд.
Когда оформилась идея самомотивации и вызовов (см. ниже), я вспомнил, что у моей доброй знакомой из Воронежа Виктории Логачёвой есть небольшое агентство «Вызов», и выкупил у неё домен vyzov.com. Тут всё и завертелось. Инвестиции нашлись очень быстро. Некоторые бизнесмены после прихода к успеху все еще остаются людьми, поэтому способны думать и за рамками обезличенного создания денежных потоков. Проект с понятной бизнес-моделью и теплой ламповой социально-благотворительной составляющей привлекает посевное финансирование без каких-либо проблем.
Как работает «Вызов»
Предположим, юзер хочет не курить 10 дней. Он делает на это ставку 100 рублей, а потом не курит 10 дней из 10 и каждый день отмечает свой успех в «Вызове». Фонд получает 100% ставки — 100 рублей до последней копейки. А если человек срывается и день-два курит, фонд получит пропорционально меньше.
Этот пример раскрывает и бизнес-модель «Вызова»: не все цели и вызовы будут выполнены на 100%.
Официальное партнёрство с благотворительными фондами
Сейчас у нас подключено два фонда-партнера: известнейший WWF («Всемирный фонд дикой природы»), та самая панда. Согласно опросам, более 50% россиян знакомы с деятельностью этой природоохранной организации. Второй — Фонд поддержки медицинских исследований «Наука за продление жизни». Тоже очень интересное направление, которое может быть интересно пользователям «Вызова», придающим большее значение заботе о здоровье людей.
Фонды-партнёры сделали странички о «Вызове» на своих сайтах, у нас в футере стоят подтверждающие ссылки. То есть люди могут сначала удостовериться, что фонды в курсе, а уж потом пользоваться и пополнять счёт.
К вопросу о честности
Сразу возникает вопрос: как проверить, выполняет ли пользователь поставленную цель? Как зафиксировать прогресс? К счастью, пока что следящие телеэкраны из «1984» Оруэлла в каждой квартире не установлены. Поэтому нам приходится опираться на базовую честность и изначальную мотивацию человека, решившего воспользоваться завязанным на благотворительность сервисом для развития мотивации. Аналоги (lift.do, stickk.com, thebudge.com) работают так же: пользователю верят на слово.
Мы считаем, что наша целевая аудитория нацелена на саморазвитие и честное продвижение к успеху, а не на попытки обмануть систему.
Но в «Вызове» есть и другая схема мотивации, собственно вызовы. Работают они так: наш пользователь выбирает друга, цель и ставку, а на стену этому другу во «ВКонтакте» постится сообщение: «Если ты сможешь не курить в течение 7 дней, фонд WWF получит 100 р.» Или сделать уборку, прыгнуть с парашютом, посмотреть все фильмы Феллини, начать делать зарядку или перестать есть сладкое.
Причём у друга можно запросить доказательства выполнения. Сбрил бороду? Приложи фотографию, тогда ставка уйдет в выбранный благотворительный фонд. Отжался 50 раз? Загрузи видео. Только бросавший вызов может решить, выполнено ли условие. Всё общение идет внутри социального графа, между близкими друзьями, поэтому какой-то мухлеж практически исключен. К тому же все ставки всё равно отправляются в благотворительные фонды, что повышает желание честно выполнять условия целей и вызовов.
С маркетинговой точки зрения вызовы приносят виральность. А пользователям они дают увеличение ценности социального графа, дополнительные психологически значимые контакты с друзьями, возможность косвенного оказывания влияния (у нас есть очень хитро продуманные вызовы), есть даже элементы дейтинга. К тому же социально приемлемая демонстрация альтруизма — одна из базовых потребностей. Россияне её ещё только открывают в себе, а вот на Западе благотворительность на каждом шагу, она воспринимается как нечто абсолютно естественное.
«Жертвователь практически не проявляет интереса к эффективности благотворительного фонда и доле средств, направляемой на содержание самого фонда. Однако он хочет, чтобы о его поступке узнали те, от чьего мнения зависит его социальный статус, а также особи противоположного пола. Такой механизм мотивации альтруистических поступков называют непрямой реципрокностью. Выигрышная эволюционная стратегия в данном случае достигается за счет демонстрации качеств, ценимых особями противоположного пола и обществом». (А. Марков, «Эволюция человека», т. 2, с 334)
Eye candy
UI и дизайн были созданы в сотрудничестве с компанией SoftFacade (Санкт-Петербург/Нью-Йорк), которую чуть ли не каждый знает по дизайну приложения Speedtest. Оно даже засветилось в фильме Iron Man 3. Нет никаких сомнений, что вскоре все желающие достичь успеха и способностей Тони Старка начнут пользоваться «Вызовом» для развития своих талантов.
Кстати, на скриншоте выше вы видите наш интерфейс ежедневной работы с целями. На карточке цели отображается её название («Бросить пить чай и кофе с сахаром»), оставшийся срок выполнения (еще 25 дней), а также сумма, которая уйдёт фонду в случае успеха (100 р.) Сейчас пользователь должен сделать выбор:
либо подтвердить, что сегодня ему удалось выполнить цель и бросить таблетку в зеленую мисочку (получилось);
либо честно признаться, что баловался вызывающим диабет сахарком и положить таблетку в красную мисочку (не получилось).
В первом случае сумма, которая отправится в фонд, не изменится — 100 рублей останутся 100 рублями. Во втором случае — немного уменьшится, т.к. цель выполнена уже не на 100%, и часть ставки фонд уже не получит. Итак, у человека каждый день есть стимул выполнять условия цели и подтверждать выполнение, чтобы передать всю свою ставку целиком в благотворительный фонд.
21 день на формирование привычки
Стратегия развития привычек путём повторения в течение 21 дня впервые была предложена Максвеллом Мальцем в книге «Психокибернетика», и с тех пор было запилено немало сервисов, где нужно выбирать цель и отмечать шаги к выполнению: от ru.42goals до недавнего Lift.do. Мы же предлагаем использовать денежный стимул, а благотворительная направленность снимает эффекты тотализатора и стремление обмануть систему.
«Вызов» — это игра, которая позволяет сделать пожертвование (без комиссии, кстати) в благотворительный фонд, вовлечь в это друзей и попутно стать лучше, получить мотивацию для достижения целей.
Каждый может использовать оптимальные для себя объемы ставок: можно поставить и 1000, и 5000 рублей при необходимости в реальном стимуле и суровой решимости воспользоваться возможностями сервиса. Мне один жестокий товарищ прислал вызов сбрить бороду за 500 рублей для WWF, пришлось походить с голым лицом. А можно обойтись 5-10 рублями, чтобы просто оценить схему.
Кстати, мы недавно запустили акцию «Расскажи о нас и получи бонусные деньги на счёт». Немного, но хватит, чтобы освоить интерфейс. Или можно сразу перечислить деньги понравившемуся фонду. С сознанием того, что кому-то из друзей сервис может понравиться, и по социальному графу пойдет волна добра и благотворительности.
P.S. Мы прекрасно понимаем, что наш продукт требует не столько привлечения трафика, сколько комплексного маркетинга. Мы должны научить людей пользоваться «Вызовом», привлечь лидеров мнений и селебрити, создать и донести до сознания ЦА привлекательные сценарии, связанные с продуктом. Однако уже в периоде открытого бета-теста, за время которого было за тестовые же 1886 рублей было привлечено около 1000 посетителей и чуть менее 500 регистраций, у нас появилась первая выручка — без учёта друзей и родственников, конечно.
В футере можно наблюдать, как пока что медленно, но верно растут полоски собираемых для фондов сумм (при том, что большая часть средств пока что находится на балансе незавершенных целей и вызовов). Мы полны энтузиазма и готовимся в ближайшие месяцы перейти от экспериментов к масштабированию. Сейчас наша задача — достичь в России метрик сервиса stickK.com. Шансы есть: у нас более интересный дизайн и гораздо более плотное взаимодействие с API соцсетей.
Комментировать