Как мотивировать профессионалов идти работать в стартап
CEO проекта Marketeering Group Денни Доун, основываясь на собственном опыте, рассказал как стартапу, развивающемуся без посторонних инвестиций и крайне стеснённому в средствах, собрать в свою команду настоящих профессионалов.
Дилемма: Структура бизнеса требует присутствия 17 постоянных сотрудников, но мне не хватает капитала, чтобы нанять столько людей, сколько нужно. Для этого сначала требуется развить бизнес.
Привлечь инвестиции мне мешают несколько проблем. Одну из них я решить не в состоянии, а две другие решать не хочу (пока что). Первая: мой суперконсервативный банк не желает выдать кредит, пока бизнес за два года существования не заработает свыше 250 тыс. долларов.
Вторая: мой опыт утвердил меня в мысли, что привлечение постороннего капитала не та дорога, по которой я хочу идти. Достаточно поработав с венчурными инвесторами, я с удовольствием, сидя с ними в непринуждённой обстановке, в лицо называю их «стервятники-инвесторы». Они знают, что находятся по тёмную сторону Силы.
Итак, как собрать экспертную команду, которая станет движущей силой бизнеса, без значительного вливания инвестиций или кредита в банке?
28 месяцев деятельности на рынке дали мне возможность предложить следующие 7 советов.
1. Предложить идею, в которую поверят
Забудьте всё, что слышали о Кремниевой долине. Когда ваш бизнес настолько мал, речь не идёт о зарабатывании денег (пока). Речь идёт о создании чего-то такого, во что вы сами, ваши сотрудники, клиенты и заказчики, да и все другие смогли бы поверить. Особенно важно, чтобы люди понимали, каким образом и почему ваш бизнес сделает мир чуть лучше, а не только, что именно вы делаете.
Своему первому сотруднику я не мог платить даже приблизительно столько, сколько он заслуживал. И всё же он согласился работать в команде, так как я ясно объяснил, что пытаюсь сделать, а он отчётливо представил себе, как сможет приложить свои знания и опыт и создать что-то такое, чего до него никто не делал.
2. Создать свой денежный поток
Конечно, это тоже про зарабатывание денег, по крайней мере отчасти. Аренда офиса дорогая, но вашим сотрудникам тоже надо платить за квартиру. Нужно быть уверенными, что вы зарабатываете достаточно, чтобы платить сколько можете, а затем, в процессе роста бизнеса, будете поднимать оплату до конкурентной ставки на рынке.
Не ожидайте, что кто-либо будет работать только за обещание оплаты потом или доли в компании. Только новички клюнут на это, а вам на этапе становления они не нужны. Мой совет – сначала соберите достаточною клиентскую базу, а потом начинайте привлекать сотрудников. Когда будете готовы, наймите кого-то на неполный рабочий день, а потом расширяйте часы работы по мере привлечения клиентов.
3. Дать перспективу на будущее
Открыто и честно рассказывайте о своей бизнес-модели, доходах и планах развития бизнеса. Обсуждайте дорожную карту своего проекта, объясните, чего они должны добиться для повышения зарплаты до уровня рынка. Не бойтесь, что сотрудники узнают всю вашу подноготную. Когда вы так малы, отсутствие церемоний в коллективе не только не помешает, а является просто обязательным.
4. Построить лояльность
Стартап – это команда, которая должна выиграть битву, а ваши люди – ваши солдаты. Стройте лояльность, демонстрируя, что вы готовы биться за них, тогда они будут биться за вас и друг за друга. У людей возникает потрясающее чувство гордости и сопричастности, когда они осознают, что им доверяют, а другие люди полагаются на них. Они должны знать, что упорно работают не только ради своего будущего, а и ради будущего своих друзей и сотрудников. Тогда в стартапе не будет волков-одиночек.
5. Создать культуру, в которой требуются и вознаграждаются творческие решения
Будучи владельцем малого бизнеса, могу уверенно сказать, что мою должность стоит скорее называть «главный решатель проблем». Мой отец когда-то был вице-президент AT&T Wireless. Он брал меня к себе в офис, чтобы я делал домашнее задание под его присмотром. Я никогда не забуду слова, которые услышал от его босса. «Никогда не приходите ко мне с проблемой, если у вас нет три варианта её решения».
Иногда это решение не означает только поиски выхода из проблемы. Иногда нужно отойти и осмотреться. Как только моя команда делает шаг назад, объективно рассматривает проблему и сводит её к цели, которую нужно достичь, тогда и появляется настоящий простор для инноваций.
6. Веселиться
Люди должны получать удовольствие от работы. И как бы ни шли дела, вы должны быть уверены, что ваша команда хорошо отдыхает, оставаясь продуктивной. Наилучший способ обеспечить это, узнать какое хобби у сотрудников, и дать им возможность проявитьность его на работе. И да, не забывайте о часе на «пиво».
7. Выполнять обещания
И наконец, всё зависит от вашей честности. Вы лидер и ваша способность вести за собой сотрудников напрямую зависит от их доверия к вам. Никогда никому не давайте повод усомниться в вашей честности.
Если пообещаете прибавку к зарплате к определённому времени, лучше проконтролируйте, что не забыли. Если обещаете закупить необходимые ресурсы, лучше выполните это, иначе сотрудники решат, что вы вешаете им лапшу на уши.
Как только персонал перестанет доверять своему шефу, их работа превратится в отсиживание с 9 до 5, пока не подвернётся что-то получше. А так как ваш стартап развивается на свои, а конъюнктура рынка высокая, очень скоро вы начнёте терять наиболее ценных сотрудников.
Да, и ещё один момент. Будьте вежливы, Ещё не было ни одного успешного стартапа, развивающегося на свои, где босс по-скотски ведёт себя с персоналом. Вас должны более чем уважать, вас в каком-то роде даже должны любить.
Комментировать