RuTarget: данные – это новая нефть
Евгений Легкий, CEO RuTarget, рассказал о том, как инженер, занимавшийся разработкой торговых роботов, стал бизнесменом и о том, когда копировать западные решения недостаточно.
Я закончил технологическую школу с уклоном в информатику и электронику в Тель-Авиве, а там, надо заметить, очень конкурентная профессиональная среда: среди стартапов, основанных выпускниками школы, есть несколько всемирно известных. Степень по информатике я получил уже в Санкт-Петербургском Политехническом университете. Больше всего меня интересовали предиктивная аналитика и построение систем. Мне в принципе нравится идея «вкалывают роботы, а не человек».
Несмотря на то, что в самой идее мыслящих машин учёные разочаровались еще в 70-х годах прошлого века, исследования в области искусственного интеллекта привели к возникновению технологий, которые успешно развиваются и находят своё применение уже в наши дни.
Например, роботы, которые действуют на финансовых биржах, и роботы, ведущие RTB-аукцион в системе размещения баннерной рекламы, за доли секунды рассчитывают вероятности и принимают решения. Без романтической мечты о машинах, обладающих интеллектом, не было бы технологий, благодаря которым подобное стало возможным. Мне всегда хотелось сделать что-то интересное именно в этом направлении.
Свою карьеру я начинал в качестве программиста, а уже затем мне довелось отвечать за разработку продуктов в таких компаниях, как LG, Acronis, JetBrains. Это был отличный опыт, но чем дольше я работал на других, тем отчётливее становилось понимание того, что в больших организациях, несмотря на все их ресурсы, инженеру довольно трудно реализовать весь свой творческий потенциал, делать именно то, что хочется. Кроме того, собственный бизнес, несомненно, может принести куда больше денег. Поэтому я решил стать предпринимателем.
От биржи к RTB
В 2011 году мы с бывшим коллегой основали компанию по разработке мобильного софта, а затем запустили проект по автоматизированной торговле на фондовом рынке. Здесь задачи сооснователя сошлись с моими интересом к инструментам их решения — предиктивным «роботам».
Бизнес развивался, проекты перешагнули этап разработки и зажили своей жизнью, в которой уже не требовалось моё активное участие. Доля прибыли от биржевых роботов позволила с самого начала привлечь к участию в новом стартапе высококлассных инженеров. RTB (Real Time Bidding) – это актуальное иинтересное направление, в котором мы увидели большой потенциал и возможность использовать весь накопленный опыт и технологии. Так появилась компания RuTarget.
Клон или инновационный проект?
По большому счёту в России большинство интернет-проектов в той или иной степени копируют то, что уже существует на Западе. Это логично – какой смысл в изобретении велосипеда при наличии рядом крупного рынка, который обгоняет нас по развитию, и на котором многие идеи, только зарождающиеся в нашей стране, уже давно протестированы и прекрасно работают.
Поэтому в некоторых аспектах мы в RuTarget также повторяем лучшие западные решения. Копирование может помочь выйти на рынок, но для того, чтобы на нём удержаться, нужно нечто большее. Поэтому мы подключили к своей RTB-платформе весь доступный российский рекламный инвентарь и постоянно добавляем новые сети и крупные площадки.
Сейчас RuTarget может предоставить рекламодателям возможность размещения в фактически самой большой в стране сети сайтов. По российской аудитории мы можем предложить охват в разы больше, чем европейские платформы.
Ещё один важный момент – даже если вы в чём-то повторяете зарубежные решения, на локальном рынке всё равно важно быть первым. Да, в России любые технологии, включая даже те, которые пользуются большим спросом на западе, поначалу всегда воспринимаются с долей сомнения. Это просто нужно учитывать. Но если вам удастся оказаться первым в своей области в целой стране, это даст значительное преимущество над конкурентами.
Поиск инвесторов
Несмотря на то, что истории успеха компаний, которые начинали делать несколько друзей в гараже, – это классика современного бизнеса, сейчас есть вещи, которые просто невозможно «поднять» только лишь силами такой «гаражной» команды. Поэтому, создавая RuTarget, я изначально ориентировался на привлечение инвесторов.
Средства, которые приносил предыдущий биржевой бизнес, были направлены на привлечение опытных highload- и BigData-инженеров, всё для того, чтобы как можно мощнее стартовать на раннем этапе развития рынка RTB в России. Как показало время – это решение было верным. Сейчас, в 2014 году, рынок развивается стремительными темпами, и цена входа на него для новых игроков уже значительно выросла. А догнать тех, кто стал первым, даже вложив огромные деньги и усилия, будет крайне сложно.
Нашими инвесторами стали люди из глобального рынка медийной рекламы, чётко понимающие ценность RTB для бизнеса. Найти их, кстати говоря, помогла наша непрерывная связь с разработкой программного обеспечения для торговли на бирже. Например, на конференции по роботизированной торговле DerEx мы познакомились с нашим будущим соинвестором и по совместительству совладельцем самой успешной американской RTB-компании RocketFuel. Сейчас его компания уже вышла на IPO и оценивается в миллиард долларов. Тогда он расспрашивал нас про трейдинговые алгоритмы и их возможное применение для работы с данными в реальном времени. А спустя несколько месяцев общения раскрыл карты и предложил своё участие в новом направлении — развитии технологической компании в сфере рекламы на европейском континенте.
Клиенты
Данные – это новая нефть, и точно так же они нуждаются в правильной очистке и переработке для превращении в настоящее топливо. При этом на рынке много серьёзных бизнесов, обладающих огромным объёмом данных, но не понимающих как с их помощью увеличить свои обороты и капитализацию. И мы можем дать им такую возможность.
Сейчас тема RTB становится всё популярнее, осведомленность клиентов растёт, но на первом этапе нашей работы почти никто не знал об этой технологии. Тогда мы объясняли им выгоду RTB через понятные всем медиапланерам действия: называли те же топовые площадки, где размещается клиент, а потом объясняли, что всех, кого клиент считает своей целевой аудиторией, наша технология может выловить на любом сайте, причём оплачиваться будут только показы «правильным» посетителям.
В результате мы получили первый заказ – клиентом стала компания Segmento. Ребята хорошо разбирались в digital-маркетинге и чётко понимали, что им нужно. Надо отметить, что уже через 6 месяцев работы нашей технологии полностью окупились затраты Segmento на её разработку. Вторым последовал заказ на создание интерфейса размещения рекламы (TradingDesk) от агентства, а с лета 2013-го количество новых запросов на разработку индивидуальных решений в RuTarget увеличилось почти в три раза.
Случаются ситуации, когда мы помогаем клиентам, обладающим некоторыми ценными данными (информация о транзакциях по картам или история покупок), увеличить с их помощью доходы: проводим экспертную оценку и подбираем на базе платформы RuTarget то решение, которое лучше сработает для них и сохранит их данные в безопасности. В каждом случае оно уникально, но базовый принцип работы сохраняется.
В свою очередь компании, которые прекрасно понимают, чего они хотят на рекламном рынке, с нашей помощью получают возможность быстрого входа и заработка в экосистеме RTB.
Обычно мы работаем с большими компаниями. Среди наших клиентов — крупные агентства, топовые ритейлеры и банки, крупнейшие интернет-площадки и рекламные сети. Каждый бизнес стремиться предложить своим клиентам технологии и услуги, которые не могут предложить конкуренты. Особенно это актуально для рекламных агентств. Увы, в таких случаях мы связаны договором о неразглашении и остаёмся серым кардиналом рынка.
Как мы начинаем этот год
RuTarget успешно развивается – на данный момент в компании работает больше 20 человек (для нас главное — качество, а не количество людей), в 2013 году в дополнение к московскому открылись офисы в Санкт-Петербурге и Туле. К нашей системе подключено уже несколько десятков поставщиков данных, реклама может показываться 60 миллионам пользователям Рунета, а с помощью разработанной нами технологии можно провести до миллиарда аукционов в день. Об IPO нам пока думать рано, но инвесторы уже оценивают RuTarget в $20 млн. – не так плохо для проекта, основанного на совершенно новой для России технологии.
Рынок будет расти (как и число игроков)
Каждый год оценки рынка RTB растут (сейчас его объём составляет около 200 млн. рублей в год), появляются всё новые желающие получить свой кусок пирога. Но для того, чтобы места хватило всем, должно увеличиваться число клиентов. А значит, необходимо увеличить осведомлённость об RTB среди потенциальных покупателей этой технологии. Игроки ведут работу в этом направлении, информационное давление усиливается, начинают путаться термины, растут ожидания. Скоро пробиться сквозь этот шум смогут только те, кто будет готов подтвердить свою компетенцию реальными кейсами, собственными технологиями.
С точки зрения клиента использование современных технологий — вопрос выживания. Например, если сейчас TradingDesk есть только у крупнейших рекламных агентств, через 2-3 года свой интерфейс для управления размещениями рекламы на разных каналах будет уже у всех заметных игроков.
Искать новые модели заработка необходимо и крупным площадкам. Самые продвинутые уже используют наши инструменты динамического расширения аудитории и предлагают новые интересные продукты рекламодателям.
Выход на зарубежные рынки
Благодаря интернету мир стал более открытым. Для технологичных компаний выйти за пределы своей страны гораздо легче, чем 10 лет назад. Наша технология глобальная и не имеет географических ограничений. Например, скоро мы начинаем проект в Азии совместно с локальным агентством.
Мы всё больше становимся инфраструктурой, единым окном для выхода крупных бизнесов на рынок RTB. Но мы постоянно исследуем новые возможности. Как знать, может быть, какой-то из проектов, начатый нами как эксперимент по изучению потенциального спроса, однажды станет флагманским продуктом RuTarget.
В наших ближайших планах запуск публичного AppsMarketplace для независимых разработчиков и поставщиков. Эти приложения позволят удовлетворить спрос на самые хитрые маркетинговые идеи клиентов. Например, если кто-то захочет измерять время контакта с баннером и оптимизировать стоимость по времени контакта, он сможет реализовать это с помощью приложения и интегрировать его с нашей платформой. В результате, рекламодатели получат возможность использовать новые функции в рамках нашей платформы.
Для разработчиков, соответственно, это способ быстро реализовать и монетизировать задуманное за счёт доступа к нашему технологическому облаку. Я знаю, что среди читателей ToWave есть люди с горящими глазами и своими идеями. Поэтому я обращусь к ним: мы готовы уже сейчас предоставить доступ в Apps для самых активных. Достаточно описать своё приложение в паре строчек и прислать нам. Это может быть новый вид таргетинга, особые данные, методы аналитики, способы показа динамических баннеров или любая другая «wildidea». Вместе мы сможем сделать по-настоящему интересные вещи!
Комментировать