Как превратить маленькое семейное предприятие в многомиллионный бизнес
Только треть семейных фирм в Америке успешны и передаются по наследству, и две трети из них превращаются в более крупные компании до того, как управление перейдет к внукам и правнукам. Один из таких примеров — Newark Nut Company.
Всего в получасе езды от Нью-Йорка, в тихом жилом районе Крэнфорда, штат Нью-Джерси, разместились оживленный склад площадью 60 квадратных футов и быстрорастущая компания электронной коммерции Nuts.com, которой принадлежит этот склад.
Можно посмеяться над названием, но это — абсолютно современная компания, которая руководствуется Google Adwords и другими онлайновыми сервисами для рекламы своих хитов продаж, миндального порошка и семян чии. СЕО компании исполнилось тридцать три года, у него модная стрижка и сине-серый Ford C-Max.
В 2014 году онлайновые продажи сайта, главным конкурентом которого является Amazon.com, должны превысить $30 млн. Но достаточно взглянуть на упаковку, скажем, высушенных ягод годжи от Nuts.com — яркие цветные пакеты с черными мультяшными орехами и шрифтом Nutcase, который напоминает письмо заглавными буквами — чтобы понять, компания восходит корнями к Поппи Солу, который в 1929 году создал The Newark Nut Company.
В преддверии Великой Депрессии Сол Брэвермен, гладко выбритый, послушный сын евреев-эмигрантов из Польши, окунулся в бурно развивающийся Ньюарк, Нью-Джерси. В двадцать два года судьба подарила ему возможность открыть небольшую витрину в родном городе на Малберри-стрит. Она располагалась недалеко от Четырех Углов — одному из самых оживленных перекрестков Америки того времени — и могла попасть в распоряжение Сола, если бы он согласился взять кредит.
Юноша ввязался в азартную игру на Малберри-стрит, 99. Со своего небольшого прилавка он продавал орехи и сухофрукты. Как рассказывали потом родные, сочетание смекалки уличного парня и сообразительности в продажах превратили это скромное занятие в процветающий бизнес, который много лет кормил его семью и семьи тридцати работников.
Время не всегда было благосклонно к бизнесу Сола Брэвермена. В 1942 году, во время Второй мировой войны, Сол отправился служить во Францию и Германию, и управление компанией временно перешло к его брату Моррису. Но Ньюарк превращался во все более жесткий город, где было сложно удержать на плаву розничную торговлю.
Наступил сильнейших спад, после которой городская экономика все же должна была прийти в себя, и Newark Nut Company боролась за выживание вместе со всеми. Позже в 40-х компании пришлось продать упаковочное и складское направления. Но Newark Nut Company упорно продолжала заниматься бизнесом, даже когда сгорели дотла её складские помещения после ньюаркских беспорядков в 1967 году.
В это время семья Брэвермена росла. Его дети. Кенни (1950 года рождения) и Сэнди (1949 года рождения), начали участвовать в бизнесе с детских лет, посвящая семейному делу время до школы, после школы и в выходные.
«Я начал работать в четыре года», рассказывает Кенни Брэверменн, улыбчивый усатый мужчина средних лет. улыбчивый усатый мужчина средних лет. «Я мог продавать только упаковки весом в четверть фунта — 10 центов за пакетик — потому что это всё, что я мог снять с полки».
Кенни продолжил учиться на инженера в 1968 году в близлежащем Технологическом институте Нью=Джерси (тогда Ньюаркский инженерный колледж), но по прежнему проводил веера в магазине. Теперь он говорит, что никогда серьезно не собирался присоединиться к семейному бизнесу. Но, по правде говоря, он просто не знал ничего другого. Получив в 1972 году диплом, Кенни безуспешно пробовал несколько раз устроиться на работу. Все это время он продолжал работать в маленьком магазинчике на Малберри-стрит.
«Мой отец был крепким орешком в работе. Старая закалка», — говорит Кенни. «Я постоянно приходил к нему с идеями, когда был моложе, но он всегда говорил: „Нет, нет, нет“». Работая бок-о-бок с братом, Кенни научился от своего отца не только тому, как нужно управлять бизнесом. Юноша совершенно точно понял, как он хотел бы продолжить семейное дело.
«Работая с отцом, я решил для себя, что если когда-нибудь женюсь и у меня будут дети, я никогда не заставлю их заниматься семейным бизнесом.
Но если бы у них возникло такое желание и они были достаточно сообразительными, я бы позволил им делать то, что они хотят».
В 1984 году городская реконструкция делового центра Ньюарка серьезно затронула место, где с первых дней располагался маленький магазинчик Newark Nut Company. Однако Кенни и Сэнди, которые занимались управлением и расширением розничной торговли с 1970-х годов, всё больше погружались в бизнес. Они помогли заключить сделку на покупку большого участка земли ниже по улице для постройки торгового центра в Ньюарке — Mulberry Street Plaza — и привлекли в него других розничных арендаторов.
Это была захватывающая, но не всегда плодотворная работа. Часть делового центра в Ньюарке продолжала пустеть, и торговый комплекс стоял пустой. Солидная компания уменьшилась до нескольких членов семейства Брэверменов и еще двух сотрудников. Доходы от Mulberry Street Plaza продолжали падать. Оптовый бизнес компании стагнировал. На пороге замаячило банкротство.
Комментировать