Основатели Airbnb: если отказы вас тормозят, предпринимательство не для вас
Когда основатели Airbnb впервые показали свою идею инвесторам, те проявили изрядный скептицизм. Сегодня, с оценкой стоимости компании около $10 млрд., ребята по-прежнему противостоят толпе своих противников.
Компания регулярно оказывается в центре юридических баталий со штатом Нью-Йорк, который предъявляет им претензии, например, за дикие оргии в арендованных квартирах. Если бы основатели Airbnb до мелочей продумывали каждый из возможных сценариев последствий, когда незнакомцы арендуют друг у друга квартиры, скорее всего, они бы не зашли дальше обсуждения идеи за бокалом пива.
Но решительность — черта, которая в первую очередь отличает успешного предпринимателя, уверен сооснователь сервиса Натан Блечарзик. Если вы будете ждать совершенство в деталях, можете пропустить грандиозные возможности.
Успех как характеристика предпринимателя, это «меньше об идее, а больше о личности», сказал Блечарзик на одной из экономических конференций в школе бизнеса Штерна при нью-йоркском университете. «Во все времена люди говорят: „Нет, это не будет работать, не делайте это!“»
Некоторые инвесторы из числа тех, к кому Блечарзик вместе с Брайаном Чески и Джоем Джеббия обратились в самом начале, отказывали на середине разговора: «Я помню, как мы пришли к кое-кому очень уважаемому, рассказали о том, что мы делаем, и он ответил: „Ну, я надеюсь, это не единственная вещь, над которой вы работает“».
Через пять лет после старта Airbnb — несмотря на все противоречия — рассматривается как упущенная некоторыми инвесторами возможность. С одной из ведущих венчурных компаний Соединенных Штатов, Union Square Ventures из Нью-Йорка, пытались вести переговоры насчёт Airbnb, когда его основатели только закончили обучение по программе акселератора Y Combinator.
Ребята испытывали нехватку средств и отчаянно искали спонсоров. Будучи не в состоянии получить хоть какие-то деньги от инвесторов, сооснователи Airbnb выкупили оптовую партию обычных хлопьев Cheerios, положили хлопья в коробки с надписями «Обама из Оз» и «Кэптен МакКейнс» в честь президентских выборов, проходивших в то время, и начали продавать по $40 за коробку. «Обама из Оз» был популярнее, так что ребята съели оставшегося Кэптена МакКейна, чтобы сэкономить на питании.
У Фреда Уилсона, соучредителя Union Square Ventures, в конференц-зале до сих пор есть коробка Обамы из Оз, сидящего в мантии. «Мы не могли понять надувные матрасы на полу в гостиной как следующий этап эволюции гостиничного номера и не заключили сделку. Другие увидели замечательную команду, которую видели и мы, профинансировали их, а остальное — это уже история», — писал Уилсон о своем инвестиционном просчете.
«Мы пропустили Airbnb даже при том что любили эту команду. Большая ошибка. Коробка хлопьев осталась в нашем конференц-зале как напоминание, чтобы больше не повторять таких ошибок».
Уилсон был не единственным инвестором, упустившим возможность вскочить на борт Airbnb. Люк Уильямс, исполнительный директор в Центре Беркли для предпринимательства и инноваций при нью-йоркском университете Штерна, сказал, что 15 венчурных инвесторов из первой сотни фондов слушали презентацию Airbnb и отказались от инвестиций.
С тех времен постоянных отказов сервис демонстрировал экспоненциальный рост. За первые 4 года Airbnb обслужил 4 млн. гостей. На протяжении пятого года своего существования его услугами воспользовались 7 млн. гостей.
Несмотря на международный успех Airbnb, до сих пор остаются толпы сомневающихся и бесчисленные препятствия для продвижения компании. Регуляторы ломают голову, как классифицировать гостей Airbnb и доходы с точки зрения уплаты налогов и отчислений арендной платы. Блечарзик признается, что есть проблемы, над решением которых приходится попотеть. Но при этом замечает, если бы они ждали, пока уберут все скрытые ловушки до запуска, были бы утрачены огромные потенциальные выгоды.
«Иногда ожидаешь, что все эти проблемы должны уже быть решены, и вы просто не успеваете сделать всё сразу. Мы, конечно, стремимся устранить их как можно быстрее», — говорит Блечарзик.
Читать также: Компания Airbnb отмечает рекорд: количество бронирований достигло 10 миллионов
Вместо отношения «Нет, не делай этого» предпринимателю нужно отношению «Да, но, пожалуйста, придумайте решение». И это касается не только инвесторов, но и регуляторов, и городских властей: «Мы должны спрашивать себя, какое будущее мы хотим создать».
Блечарзик полон решимости создать будущее, в котором ему самому хотелось бы жить. Несмотря на то, что он — сооснователь компании, оцененной в миллиарды долларов, сотрудники нью-йоркского университета не смогли убедить Блечарзика забронировать для него отель на конференции: он договаривается только через Airbnb: «Последний год я провёл большинство ночей, живя через Airbnb».
Комментировать