Блоггер и журналист – разница не ясна. Важно, чтоб был человек, владение словом и было, что сказать.
Как провалился стартап на миллиард
В 2013 году проект Fab.com оценили в миллиард долларов, а сейчас за него просят всего 15 миллионов. Ситуация с этой площадкой – один из классических примеров «взлета и падения» стартапа, разве что падение оказалось слишком уж затяжным.
5 декабря 2014
Как «выстрелил» проект
Изначально стартап задумывался разработчиками как соцсеть для геев. От столь дерзкой идеи вскоре пришлось отказаться, сосредоточившись на флеш-распродажах.
Поначалу смена стратегии приносила приличный доход – за два года продажи дошли до цифры в 250 миллионов долларов. В прошлом году компанию оценили в миллиард. Такой успех стал весомым аргументом для инвесторов, и вскоре венчурный капитал дошел до 310 млн. Когда казалось, что у проекта громадные перспективы, расходы доходили до 14 млн. в месяц.
Теперь эти небывалые темпы в прошлом – Fab продают одной из ирландских компаний за 15 миллионов долларов. В структуре работает 30 сотрудников (на пике их было 750). Ушел соучредитель, Брэдфорд Шэллхаммер. Такой фон у одного из крупнейших за несколько лет провалов проектов с венчурным участием.
Девальвация успеха
Перейдя на флеш-продажи, компания стала быстро развиваться. Однако краткосрочные успехи – еще не показатель устойчивости. Сегмент подобных продаж предполагает так называемые импульсные покупки, когда небольшие партии товара идут по ограниченным ценам. Проблемы есть даже у признанных лидеров этой ниши, но Fab cовершил стратегическую ошибку. Будучи небольшой компанией (тем более с венчурами), стартап начал набирать сотни сотрудников и совершать значительные покупки.
После того, как объем продаж дошел до пика, команда начала стремительно терять деньги. Дошло до того, что всерьез планировался переход на обычную электронную коммерцию. Не удалось собрать и планируемую сумму инвестиций – инвесторы предоставили лишь 150 миллионов взамен «расчетных» 300.
Но торговля не дала ожидаемого результата – там уже были свои лидеры и просто крепкие компании, рядом с которыми Fab выглядел бледно. После ухода Шеллхаммера дело начало угасать, хотя Голдберг и отрицал наличие проблем у компании.
Финал
Голдберг сумел перевести значительную часть инвестиций в более жизнеспособный стартап – Hem. Этот берлинский проект разрабатывает мебель, в его штате числится полторы сотни сотрудников. У компании больше шансов, чем у Fab – она лучше сфокусирована, да и расходная часть выстроена грамотно.
Инвесторы, как и сотрудники Hem, заняли выжидающую позицию. Хотя понятно – столь стремительного подъема, как у прошлого проекта Голдберга, здесь ожидать не стоит.
05.12.2014
Автор: Алина Веселова
Комментировать