Психологическая манипуляция в рекламе

Психологическая манипуляция в рекламе
Фраза о том, что реклама – это двигатель прогресса, бытует уже давно. Но за счет чего она должна мотивировать человека покупать продукт или услугу? Ведь красивой картинки недостаточно. И на первое место выходят манипуляции. Кстати, это слово в переводе с латыни означает «управлять». То есть, потребителем управляют, заставляя его принять решение, нужное манипулятору, побуждая его прийти к рекламируемому продукту. Само собой явление манипуляции есть во всех сферах нашей общественной и личной жизни. Но сегодня речь пойдет именно о рекламе. О том, как нас принуждают купить конкретный порошок, гель для душа и плавленый сырок. 

Фраза о том, что реклама – это двигатель прогресса, бытует уже давно. Но за счет чего она должна мотивировать человека покупать продукт или услугу? Ведь красивой картинки недостаточно. И на первое место выходят манипуляции. Кстати, это слово в переводе с латыни означает «управлять». То есть, потребителем управляют, заставляя его принять решение, нужное манипулятору, побуждая его прийти к рекламируемому продукту. Само собой явление манипуляции есть во всех сферах нашей общественной и личной жизни. Но сегодня речь пойдет именно о рекламе. О том, как нас принуждают купить конкретный порошок, гель для душа и плавленый сырок. 

Приемы манипуляции 

Есть множество психологических приемов, которые используются в рекламных роликах. Если взять любой из них и разобрать на составляющие, мы получим весьма интересную картину. И, казалось бы, все понятно. Проинформирован, значит, вооружен… Но как там называлась марка шоколада, у которого еще такой интересный яркий ролик?
 
Итак, давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных приемов, которые применяют для продвижения продукта. Тогда, зная о них, нам будет проще закрываться от воздействия рекламного контента, который сегодня окружает нас со всех сторон. И рассказы писателей-фантастов уже не кажутся вымыслом.  
 
  • Систематическое повторение. Не секрет, что постоянное повторение одного и того же утверждения равно или поздно вводит его в систему общепринятых суждений, и оно уже не подвергается отторжению обществом. 
  • Умалчивание. То есть, сокрытие от пользователя информации, которая ему однозначно не понравится. Например, о побочных действиях лекарства, о содержании вредных веществ в определенной марке йогурта, о темном прошлом кандидата на выборах и т.д. 
  • Использование неизвестной аудитории терминологии, сложных слов. У неискушенного пользователя это создает иллюзию профессионализма и компетентности говорящего. 
  • Высокий темп подачи информации для отвлечения внимания. Чем больше за короткий промежуток времени пользователь получит данных, тем менее критично он будет их разбирать
  • Прием ложного стыда. «Да это знает каждый школьник!» Попытка заставить потребителя принять на веру изложенное, чтобы не оставлять ни малейшего сомнения в собственной осведомленности. 
  • Принижение иронией. Высказанное в ироничной форме пренебрежение в сторону конкурентов может привлечь внимание аудитории к продукту того, кто высказывает мнение.
  • Ссылка на авторитетное мнение. Если человек – широко известный (или подаваемый как известный) профессионал в своем деле, то к его мнению могут прислушаться. Например, как в рекламе мыла или шампуней подается мнение экспертов в области производства этих продуктов. 
  • Троянский конь. Сначала товары конкурента подаются в хорошем свете, но в один момент приводятся аргументы в пользу другого продукта, которые сразу же перечеркивают все преимущества первых 
  • Альтернатива без альтернативы. Подача сообщения в формате «или… или…». Здесь пользователю показывают, что только один выбор правильный. Или ходите в грязном, или покупайте наш порошок. 
  • Стереотипы. В роликах нередко используются стереотипы, которые сразу вызывают у потребителя нужную для рекламодателей реакцию. 
 
Если разобрать манеру того, как говорят в рекламе и что говорят, можно выделить еще несколько уже речевых приемов. Их несложно отследить в любом продукте маркетинга.
 
  • Подмена понятий. Достаточно частое явление, когда одно известное всем понятие ставится в один ряд с противоположным по смыслу, и приравнивается к нему. Но вся соль в том, что рекламщик только ставит понятия в одну линию, а все остальное за него делает потребитель.
  • Эвфемизмы. В этом случае слово с негативным значением заменяют нейтральной или даже положительной семантикой. К примеру, бедные превращаются в «людей с низким доходом», что уже звучит не так прискорбно. 
  • Сравнение в пользу манипулятора. «Одну ногу мы побреем обычным станком, а вторую – бритвой Жилетт. Почувствуйте разницу». Главное – показать продвигаемый продукт в самом выгодном свете, особенно на фоне конкурентов.
  • Переосмысление понятий. Это прием, когда известному понятию придается новый смысл. И, естественно, он будет полезен именно манипулятору. Знакомство с уже известным предметом происходит по-новому. 
  • Импликатуры. В тексте присутствует скрытая информация, которая подсознательно понятна потребителю. Например, «Колготки Cobra. В них вы еще опаснее». То есть, вы уже и так опасны. И прочие «вы станете еще прекраснее, ваша улыбка станет еще белоснежнее, ваш борщ будет еще вкуснее»… 
 
Если реклама – двигатель прогресса, то манипуляция – двигатель рекламы. Именно благодаря целому перечню используемых в ней приемов, новый продукт привлекает внимание потребителя. Конечно, есть откровенно неудачные примеры рекламы, а есть настоящие произведения искусства, которые приятно посмотреть, даже зная, в чем суть. Реклама создана так, чтобы играть на чувствах потенциальных потребителей – привязанности, превосходстве, элегантности, желании выглядеть лучше, чем есть и т.д. Даже на страхе. Все человеческие эмоции можно превратить в ниточку к рекламируемому продукту. 
 

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.