8 советов о том, как правильно и коротко рассказать о стартапе
На встречах с инвесторами предпринимателям надо рассказать о своём проекте максимально коротко. Вот несколько советов о том, как оптимально представить свой стартап, не «растекаясь мыслию по древу».
На встречах с инвесторами предпринимателям надо рассказать о своем проекте максимально коротко. Сделать это не просто — все хотят представить свой продукт с разных сторон. Вот несколько советов от Донны Абрахам (специалиста по созданию, редактированию и представлению устных и письменных презентаций, питчей и сообщений) о том, как оптимально представить свой стартап, не «растекаясь мыслию по древу».
Очень часто начинающие предприниматели сталкиваются с необходимостью рассказать о своей идее очень коротко, сжато. Даже если удалось добиться встречи с потенциальным инвестором, её результат в большой степени будет зависеть не от замысла стартапа, а от того, как её подать. И тут огромное значение играет фактор времени — инвесторы, по большей части, люди занятые. Как же уложить «идею всей жизни» в каких-то пять минут?
На первый взгляд может показаться, что времени, предоставленного вам для презентации и использования вашего шанса, слишком мало. Однако, когда ты «на сцене» и говоришь, пять минут тянутся очень долго. Если вы не сумеете рассказать свою историю в отведённое время, то слова о том, что вы собираетесь изменить мир, вы либо не успеете произнести, либо они застанут ваших слушателей за чтением своей почты или sms.
Как успеть в отведенное время рассказать о самых важных вещах? Как оставить неизгладимое впечатление и, что более важно, заручиться согласием на последующие встречи? Главное — вы должны рассказать реальную историю своей идеи, донести свои цели, объяснить, почему этот шаг — это ваша единственная надежда.
Узнайте своих слушателей
Подготовьтесь к встрече. Узнайте, кто на ней будет? Это основные инвесторы? Лидеры отрасли? Потенциальные сотрудники? Вы нацелены привлечь инвестиции? Чем больше вы сосредоточены на своей цели, тем более тонко вы сможете «настроить» своё сообщение для конкретной аудитории.
Отнеситесь к встрече, как к первому свиданию
Первая встреча с инвестором — как первое свидание. И так же, как на первом свидании, если вы начнете говорить о своих предыдущих знакомствах и своих взглядах на воспитание детей, вы, вероятно, не получите шанса продолжить свой рассказ на следующий день. Старайтесь провести его весело и интересно. Ваша цель — добиться второго свидания, не пытайтесь заполнить паузы бессмысленной болтовней.
Разговор должен быть «личным»
Даже выступая перед большой аудиторией, стремитесь придать разговору личностный характер, чтобы каждый слушатель почувствовал, что вы обращаетесь к нему один-на-один. Представляя проблему, которую призвана решить ваша идея (продукт), начните с истории или случая из собственной жизни, которые привели вас к мысли о необходимости что-то изменить. Это может быть рассказ о человеке, который вдохновил вас начать новое дело.
Поменьше технических подробностей
Как только вы «загрузили» слушателей проблемами, требующими неотлагательного и решительного решения, двигайтесь дальше и объясните суть вашего «уникального» решения. Однако сделайте это на языке, который сможет понять каждый сидящий в зале.
Не думайте, что все присутствующие являются знатоками в вашей области. Даже если ваше решение кажется очень простым и понятным для вас, вы потеряете аудиторию, прибегнув к профессиональному жаргону или объясняя технические тонкости. Даже если слушатели не уйдут (встречаются еще воспитанные люди), то, не тешьте себя надеждой, что их склонённые головы означают, что ваши слова конспектируют — они просто заняты своими делами или дремлют.
«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать»
Чем раньше вы покажете слушателям свой продукт, тем быстрее они его поймут и захотят получить его. Это может быть короткий клип (не более минуты, а лучше 30 секунд), несколько скриншотов или другой демонстрационный материал.
Вы можете говорить о своей идее часами и все же не добьётесь того эффекта, который произведет отлично сделанный минутный деморолик.
Не вдавайтесь в экономические подробности
При рассказе о бизнес-стороне вашего предприятия не используйте подробных таблиц и схем. Для презентации есть только три основные вещи, на которых необходимо сосредоточиться:
Дифференциация, или что отличает вас от других?
Монетизация (вкратце), или как вы планируете делать деньги, и как вы собираетесь привлечь клиентов?
Основные моменты — объёмы рынка, время на его освоение и т.д.
После этого можно добавить небольшое количество бизнес-тизеров, а если слушатели захотят узнать больше, они могут задать вопросы. И, конечно же, для представления более подробных деталей можно использовать «второе свидание». Вы ведь к этому стремитесь, не так ли?
Излучайте шарм и харизму
Если вы не в восторге от вашего рассказа, то почему ваши слушатели должны им восхищаться?
«Раздуйте» ваш энтузиазм, по крайней мере, на четверть. Вы можете это отрепетировать или перед коллегами, или снимая свое выступление на камеру.
Старайтесь выглядеть так же хорошо, как то, о чём вы говорите
Речь идет не о вашей внешности, а о ваших слайдах (презентации). Нельзя представлять отличный продукт угрюмыми и невыразительными слайдами.
Ваши слайды — это ваша визитная карточка. Это первый мимолетный взгляд вашей аудитории в мир вашей идеи и второго шанса для первого впечатления уже не будет.
Сделайте свои слайды максимально визуальными. Избыток текста на слайде крадёт внимание присутствующих от вас и от того, о чём вы говорите.
Комментировать