Александр Кроу, Flytourist: «Сделать метапоисковик-планировщик — не проблема»
Возможно ли разработать билетный поисковик с миллионными оборотами силами удалённой команды в интервью нашему изданию рассказал основатель Flytourist Александр Кроу.
Flytourist — метапоисковик дешёвых авиабилетов, который прошёл путь от социальной сети для путешественников до билетного метапоискового сервиса в чистом виде.
Как происходила эволюция сервиса и возможно ли разработать билетный поисковик с миллионными оборотами силами удалённой команды, в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказал основатель Flyto
urist Александр Кроу.Ты закончил университет по специальности «математика-информатика». Знакомство с Интернетом и фрилансерская деятельность начались ещё в студенческие годы?
Хоть я и получил образование по специальности «математика-информатика», но это не дало мне каких-то преимуществ в той деятельности, которой сейчас занимаюсь. Некоторое косвенное влияние, конечно, было, но прямой связи между теми знаниями, которые сейчас использую, и знаниями, полученными в университете, не было.
Тогда же, в начале 2000-х, я познакомился с Интернетом, а затем и попробовал себя в роли фрилансера. Естественно, в те времена я изучал и дизайн, и языки программирования, чтобы сделать какие-то несложные вещи. Эти знания помогли мне в дальнейшем, при подборе программистов для различных проектов и оценке их условий.
Для заказчиков я создал сайт веб-студии, куда заходили люди и оставляли свои заявки. Этот сайт до сих пор существует, но где-то с 2007 года находится в замороженном состоянии. Сегодня он больше музейный экземпляр или сайт-мумия.
Самые первые заказы уже сложно вспомнить. Если брать крупные заказы, то самым запоминающимся стал сайт американской компании по производству кефиров и молочных продуктов LifeWay. Я там делал вёрстку, а программной частью занимался программист, с которым я был знаком лично, тоже из Магнитогорска.
До сих пор дизайн для своих проектов я делал сам, только с недавнего времени начал привлекать сторонних специалистов. Программировал я тоже сначала сам, но постепенно перестал этим заниматься, потому что нельзя заниматься всем сразу и одному, я же не человек-оркестр.
Flytourist — первый проект «для себя»? Почему было выбрано именно тревел-направление, ведь можно было заняться, например, интернет-торговлей?
Это мой второй проект. Первой была попытка сделать в 2009 году систему электронных дневников, которая только-только внедрялась в школах. К этому проекту был причастен Михаил Санкин, у которого сейчас 25% в Flytourist. Тогда мы сделали альфа-версию такой системы. Но из-за того, что в России очень важно иметь административный ресурс, а у нас его не было, продвинуть что-то, в конце концов, оказалось нереальным.
Хотя мы пытались лоббировать наши интересы и на областном уровне, были на приёме у министра образования области, но все упёрлось в этот пресловутый ресурс.
Тревел-сервис в качестве направления для нового проекта был выбран, в первую очередь, потому что лично мне эта тема интересна. Схема здесь абсолютно понятная и достаточно масштабируемая, велико количество рынков, на которое в потенциале можно выйти.
Проект был запущен в первой версии 9 апреля 2010 года. Но она была отлична от того, что Flytourist представляет сейчас. Там было два направления — некий гибрид социальной сети для путешественников, где люди могли публиковать фоторепортажи, с лентой спецпредложений авиабилетов. Для этого я ежедневно заходил на сайты авиакомпаний, собирал эти предложения и в ручном режиме и постил их у себя со ссылкой на авиакомпанию.
Это было не монетизируемое направление, просто проект набирал посещаемость и в дальнейшем собирались подключать агентства, то есть делать гибрид поисковика и социальной сети. В итоге, первое агентство подключилось только через 3–4 месяца, потом потихоньку начали подключаться другие. И осенью 2010 года уже можно было говорить, что это метапоисковик.
В конце концов, сайт сам определил своё направление, поскольку внутрипортальная социальная сеть себя исчерпала, мы не смогли её ни монетизировать, ни популяризировать. Сайт вышел на метапоисковик в чистом виде, хотя сейчас некоторый социальный функционал сохраняется.
На первую версию сайта я потратил собственные 60 000 рублей, а потом что-то около полумиллиона рублей. Сюда входят и вторая версия сайта и всевозможные апдейты.
И какие сейчас у вас обороты?
По итогам марта через сайт прошло 19 млн. рублей. За прошлый год мы выросли в 10 раз, наш доход тоже вырос. И уже в этом году прирост по прибыли в январе относительно декабря был 25%, в феврале — 44–45%. И март мы закрыли, несмотря на то, что прирост по посетителям составил всего 2–3%, с приростом дохода чуть более 30%.
Это говорит об улучшении конверсии. Ресурс, возможно, становится более узнаваемым, растёт качество нашей аудитории, также мы экспериментируем над улучшением конверсии
Как видите, мы уже сделали 100%-ный рост доходности в этом году. Но в безубыточность мы вышли только к лету 2012 года. Второй год существования проекта (2011) был неудачным в планет развития и продаж, так как уделялось много внимания функционалу. Никакого внимания SEO или другим вещам, влияющим на трафик, не уделялось. Как только я засел и начал заниматься, по мере возможностей, продвижением, некоторые результаты не заставил себя ждать.
Сколько человек сегодня работает над проектом?
Сейчас у нас три учредителя: 65% моих, 25% у Михаила Санкина и ещё 10% у Максима Лобкова, третьего партнёра из Питера. Я определяю направление развития, ставлю технические задания исполнителям, участвую в разработке дизайна.
Также у нас есть ведущий разработчик, который решает самые сложные задачи, администратор сервера, который в основном решает вопросы защиты и безопасности данных (некоторое время назад мы подверглись сильным DDoS-атакам, после чего мы взяли в команду системного администратора). Кроме того, на протяжении трёх лет я сотрудничаю с программисткой из Украины, которая тоже является постоянным членом команды. Она занимается вёрсткой и программированием отдельных задач для сайта.
В последнее время Михаил начал экспериментировать с контекстной рекламой. Надо сказать, что маркетолога у нас нет, и любые решения по продвижению до сих пор принимал я. Но сейчас мы уже думаем о том, чтобы начать привлекать к этому профессионалов.
Команда проекта, насколько можно понять, полностью распределённая. Как ты добиваешься эффективности сотрудников в таких условиях и без офиса?
Физического офиса у нас действительно нет, и в ближайшее время он нам вряд ли понадобится. Это для нас лишние расходы, что экономически нецелесообразно, модель прекрасно работает и без офиса. Наш конечный клиент к нам не приходит, поэтому нам достаточно юридического адреса и зарегистрированной официально компании.
Никаких особых сложностей с эффективностью сотрудников при таком способе работы у нас нет. Прежде, чем начать работать с человеком, мы общаемся. Я достаточно неплохо разбираюсь в людях и, если человек меня чем-то напрягает, просто не буду с ним работать. Это первое. Второй момент — это тестовое задание, если уровень его выполнения меня устраивает, мы начинаем работать.
По мере роста, я думаю, наша модель сотрудничества с членами команды неизбежно изменится, нам уже будут нужны люди, которые будут уделять всё своё время проекту, то есть на полный рабочий день.
Насколько сложно было убедить партнёров участвовать в проекте?
Я не убеждал никого в принципе. Уже не помню точно, как это было, но, в общем, я рассказал им, чем занимаюсь, они увидели, как проект развивается, и проявили заинтересованность в покупке доли.
О привлечении каких-то новых инвесторов мы пока не думали, потому что привлекать людей, которые готовы вложить 1–2 млн. рублей, нам неинтересно. Нам не нужен инвестор с «карманными» деньгами.
Но, безусловно, мы готовы обсуждать предложения инвесторов, у которых есть опыт вывода проектов на международный уровень. То есть нам нужны не только деньги, образно говоря, нам не помешал бы свой Шон Паркер.
Сейчас наблюдается тенденция перехода от билетных поисковиков к конструкторам путешествий. У тебя не появлялись подобные мысли в отношении Flytourist?
Мы наблюдаем за этим процессом, хотя сама тема конструкторов пока не особо возбуждает мозг. Звучит это всё хорошо, но те конструкторы, которые есть, очень сырые.
Надо понимать, что есть планировщики-метапоисковики и планировщики-агентства. Среди первых, на мой взгляд, пока нет ничего адекватного, а среди вторых тоже далеко не всё гладко. К тому же вы понимаете, что если брать планировщики путешествий — агентства, то у них только один плюс: что всё можно купить одной транзакцией.
Вот если бы был метапоисковик-планировщик, который корректно всё стыковал и не только авиа и отели, то это было бы интересно. Сделать его не проблема, я имею ввиду вариант авиа+отели, и мы можем его сделать очень быстро. Кто говорит, что это сложно — ничего сложного там нет.
Просто встаёт много других вопросов, например, как стыковать железнодорожные билеты по всему миру или же автобусы. К тому же там есть минус, что человеку придётся покупать всё по отдельности. Одной транзакцией это не сделать на метапоисковике. Потому что он же не принимает деньги, он только анализирует цены. И после того, как всё будет проанализировано, появится много точек продаж. Соответственно, человеку это не очень неудобно. Но сама идея, конечно, интересная.
Вы готовите к запуску азиатский аналог Flytourist. Почему был выбран именно этот рынок, что можно сказать об особенностях работы на нём?
Да, мы уже готовы запустить там похожий проект. Как только произойдёт запуск, мы расскажем об этом. Что касается рассуждений по поводу различного менталитета, это опять же разговоры в пользу бедных.
Нужно делать, смотреть, как это будет работать у конкретных людей. У кого-то получится, у кого-то — нет. Заранее ставить перед собой преграды — какой смысл? Для нас это не дорогостоящий опыт, с точки зрения вложений, с нашими возможностями он не требует ощутимых затрат.
Опять же, народу там много, мы хотим попробовать, что из этого выйдет, получить новый опыт. В азиатском рынке мы видим больше плюсов, чем в тех же законкурированных Штатах.
Планы на будущее?
Во-первых, мы запускаем в ближайшее время свою партнёрскую программу. Во-вторых, мы планируем выходить на новые рынки, в том числе и азиатский, что даст новый опыт.
Сохранится или нет в будущем Flytourist как метапоисковик, зависит от рынка. Думаю, мои желания не играют тут особой роли, эволюция, если она будет происходить, сама определит направление развития проекта в ту или иную сторону.
Комментировать