Brainstorm. Когда атакует мозг, а не его
Рассмотрим увлекательный, а главное - действенный способ решения какой-либо задачи или проблемы — brainstorm. Этот метод необходим не только тогда, когда задача уже сформулирована и нужно срочно «что-то делать», а на любом этапе работы.
Рада представиться, зовут меня Евгения Савина (в сети — Zhenia Savina). На данный момент я являюсь директором молодого, но успешного и креативного агентства PR и коммуникаций «Априка» в Минске.
Мы стараемся работать с пиаром и коммуникациями во всех их проявлениях: уникальные предложения для крупных компаний, оригинальные культурные и социально значимые проекты, благотворительные акции и даже скандальные и эпатажные поводы.
Я достаточно молодой специалист в области пиара, несмотря на то, что с коммуникациями, в профессиональной интерпретации этого слова, сталкиваюсь и работаю уже долгое время. И именно мой статус «новичка» в столь интересной сфере делает из меня жутко требовательную и придирчивую к получаемой и рассматриваемой информации личность.
Я стараюсь проверять на практике все, что можно проверить, стараюсь подтверждать достоверность каждого утверждения, которое могло быть услышано и очень, я бы сказала, трепетно отношусь к собственным ошибкам, которые немедленно поддаются критике и исправлению.
В этой статье я хотела бы рассмотреть увлекательный, а главное - действенный способ решения какой-либо задачи или проблемы — brainstorm.
Для справки упомяну его изобретателя. Считается, что именно Алекс Осборн (сотрудник рекламного агентства BBD&O) является создателем данного метода, который по-русски именуется как метод мозгового штурма или атаки.
Скажу так: это самый простой способ решения для самых сложных проблем и установок. Однако этот метод необходим не только тогда, когда задача уже сформулирована и нужно срочно «что-то делать». Мозговые штурмы хороши для любого этапа работы. Начиная с самого старта до последних шагов пост-сопровождения проектов.
Как только в нашем агентстве появляется новая идея, например, какого-либо проекта, мы сразу же подкрепляем ее мозговым штурмом. Совсем не обязательно собирать brainstorm только из профессионалов или крупных специалистов. Если проект не супер-мега секретный, то включить в список участников мозговой атаки, скажем, офис-менеджера — может оказаться благодарным делом, которое принесет новый взгляд.
Почему я так люблю все новое, в том числе и новичков? Потому что именно у «свежих» людей чаще всего появляются свежие идеи и решения. Боссы или топ-менеджеры, даже самые креативные и творческие, зачастую просто не могут отвлечься от суматошных дел и планов в собственных календарях, что пагубно влияет на способность «выбрасывать» идеи во время мозговых штурмов.
У меня был интересный случай, когда студентка-практикантка, забежав к нам в офис за характеристикой, попала как раз на время brainstorma. Краем уха услышав разбираемый вопрос, она моментально выдала такую гениальную идею, что эта ее идея тут же была утверждена всем составом агентства и сразу же запущена для реализации. Поэтому не стоит бояться свежих умов, даже если они вообще никак не относятся к профессиональной области работы.
Еще, что является важным при старте мозгового штурма — это обстановка и «подкармливание» участников. Каким бы это ни казалось странным при решении, например, сложных стратегических задач, но именно замена официальной атмосферы стандартного офисного канона на творческую и дружескую — есть залог успешного исхода brainstorma. Мы всегда еще применяем «шоколадный метод». Каждому участнику обязательно раздаем вкусные шоколадки или конфеты. Абсолютно уверенно могу заявить — сладости стимулируют не только хорошее настроение, но и работу головного мозга, причем именно творческого его полушария.
Также мы с удовольствием использем метод mindmap при наших мозговых штурмах. В центре доски рисуем главную проблему или вопрос, причем каждый может добавить какую-то свою «художественную» деталь к центральной теме, что как бы дает направление для хода мысли.
А дальше, тот, у кого родилась новая идея, просто изображает ее в любом месте доски. Главным условием является именно «изображение», а не словесное описание, что убирает ограниченность. С таким условием авторы идей часто, начиная рисовать, просто не могут остановиться, что приносит новые и новые штришки к решению. Не нужно обладать художественным талантом, но иногда проще нарисовать «палку, палку, огуречик», чем измученно пытаться выразить мысль словами.
Собственно, я рассказала о трех составляющих успешного старта и протекания мозгового штурма, которые используем мы.
Резюмируя, еще раз напомню, что для удачного brainstorma необходимо:
— свежие умы, которые могут быть не специалистами, а даже просто «случайными прохожими»;
— дружеская обстановка и «подкармливание» мозговой активности;
— использование метода mindmap, который помогает более творчески и широко взглянуть на поставленный вопрос.
Я не раз еще вернусь к теме мозговых штурмов, ибо очень важно их не только правильно начинать, но и заканчивать.
Комментировать