Букирование: вкусно, но горячо

Букирование: вкусно, но горячо

Темпы роста онлайн-бронирования отелей в России растут небывалыми темпами. Казалось бы, незанятых ниш уже не осталось – но это не так.

12 августа 2013

Онлайн-бронирование отелей и гостиниц растёт в Рунете как на дрожжах: если в 2012 году его объём составил всего 400 млн. долларов, то к 2015 году он вырастет до 3 млрд. Немного отраслей могут похвастаться такими темпами.

Однако войти на этот рынок уже непросто – есть международные (Booking.com, Expedia) и крупные локальные игроки (Ostrovok.ru, Oktogo.ru), поэтому порог входа довольно высок как технологически, так и инфраструктурно. Нужно иметь дорогие решения и высочайшие компетенции в области маркетинга и продаж. А проще говоря, нужно иметь большие деньги.

Если пробиться через парадный вход тяжело, нужно искать лазейки, которыми могут стать свободные, растущие и интересные ниши. Например, клубный отдых или отели с почасовыми тарифами.

«Почасовка» — тотальный win-win

Интересный факт: количество гостиниц в России растёт, но в основном за счёт двух сегментов – мини-отелей и премиум-класса. Если у первых загрузка волнообразная (то густо, то пусто), то у вторых до 50% номеров регулярно свободны. Почасовые тарифы дают возможность гибко управлять номерным фондом и существенно увеличить выручку.

Для постояльцев выгода также очевидна: они снимают номер на необходимый срок от 1 часа. Аудитория, пользующая такими тарифами, делится на две группы: условные «влюбленные» (70-80%) и условные «командировочные» (20-25%). Для первых возможность быстрого поиска, подбора и быстрого букирования необходима как воздух. Для вторых «почасовка» — серьёзная экономия денег.

В последнее время, в связи с реконструкцией аэропортов и увеличением пассажиропотока, возникает ещё одна группа – те, кому нужно комфортно провести несколько часов между стыковочными рейсами или поездами (отдохнуть, принять душ и т.п.). Платить в таких случаях за сутки совсем неразумно. Это отлично понимают владельцы небольших гостиниц вокруг аэропортов, которые вводят не только почасовые тарифы, но и предлагают бесплатный трансфер до отеля.

Букирование: вкусно, но горячо

У нас и у них

В Европе, где конкуренция между гостиницами огромна, а их прибыльность невысока, в начале 2013 года появился сервис ByHours.com, который ставит своей задачей отмену расчётного часа и внедрение в массы почасовых тарифов.

И сразу привлёк деньги – 300 тыс. евро от фонда Cabiedes&Partners (на осень намечен уже второй раунд). Перед привычным Booking.com, например, он имеет огромное преимущество для практичных европейцев, выражающееся в формуле «платишь столько, сколько живёшь».

В России тоже действует несколько похожих сервисов – к примеру, ресурс 60minut.ru. Но если испанцы ориентируются (по крайней мере, на словах) на отмену расчётного часа, то отечественные стартапы пока обрабатывают преимущественно запросы от влюблённых парочек.

Дефицит нормальных гостиниц среднего класса, отсутствие конкуренции делает продвинутые маркетинговые инструменты не сильно востребованными. Но это пока… По прогнозам экспертов, после 2018 года по количеству номеров на душу населения мы приблизимся к европейским странам, а значит, использовать методы для привлечения клиентов будем похожие.

Но даже в такой печальной (по сравнению с Европой) ситуации, по словам создателей «60 минут», сервис стал прибыльным через два месяца после открытия, а выручка растёт по экспоненте. Ко-фаундеры Андрей Торбичев и Евгений Попов уточняют, что «уже сейчас доля постоянных пользователей составляет около 20%, то есть активно формируется лояльное ядро».

Риски, риски, риски

Многие участники рынка указывает, что «почасовка» – это довольно узкая ниша. И да, и нет. В текущей ситуации – да, пока не будет конкуренции между качественными предложениями от гостиниц. Если смотреть в будущее, то нет: рано или поздно такой атавизм как расчётный час станет отмирать и в России. Но даже сейчас можно «навести мосты» в более прибыльные сегменты (тарифы на ночь, на сутки, квартиры). Причём войти туда дешевле, чем если делать классическое онлайн бронирование.

Некоторые справедливо высказывают опасения, что в эту нишу могут прийти и, думаю, обязательно придут, крупные игроки вроде Ostrovok.ru, Oktogo.ru, Booking.com. А это большие бюджеты, высокие компетенции и неисчерпаемый ресурс отелей. Так-то оно так, но это лишь повод бежать специализированным игрокам быстрее.

Есть и менее очевидные риски, присущие всему рынку гостиничного бизнеса и букирования: ухудшение и уменьшение номерного фонда (много гостиниц в России банально в аварийном состоянии); снижение туристического потока вследствие охлаждения мировой и отечественной экономики. Но, во-первых, это всё-таки глобальные риски, защититься от которых трудно, а, во-вторых, базовые потребности люди всё равно будут удовлетворять.

Все только начинается… Ostrovok.ru привлёк $25 млн. от международных венчурных фондов и Юрия Мильнера; Oktogo – $26 млн. Причём все эти проекты даже не вышли на окупаемость и произойдёт это, видимо, не скоро… Но инвесторов это не смущает, ведь рынок растёт и будет расти ещё долго.

В США через Интернет бронируют 40%, в Китае – 20%, в Бразилии – 17%, в России – всего 5%.

Автор: Андрей Торбичев и Евгений Попов, основатели проекта «60 минут»

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.