Делец и Творец

Делец и Творец

Каждый раз, когда в мире открывается стартап, я мысленно сочувствую его создателю. Я знаю, на какой тяжелый путь он встает, и почему только единицам удается добиться тех результатов, о которых они грезят на этапе замысла.

8 июля 2014

Конечно, существуют особенности рынка и случайности, которые влияют на успех предприятия, но большей части все это — чистая психология.

Большинство стартапов организуются для создания некого уникального продукта. Это инвесторы смотрят на стартап как на машину по зарабатыванию денег, и создатель стартапа может даже мимикрировать под требования инвестора, потому что нужны денюшки, но в глубине своей стартап — это создание чего-то клевого. А каждый лидер стартапа это, прежде всего, творец.

В большинстве своем творчество овеяно в массовом сознании романтическим ореолом, и многие люди мечтают ему предаться. С точки зрения психологии творчество это, прежде всего, психологический механизм, призванный компенсировать проблемы во взаимодействии с другими людьми.

Творчество и сам творческий продукт — это посредник, которого человек выставляет между собой и другими людьми, если последние в его восприятии безнадежны.

Конечно, у безнадежности этой есть свои корни. Психотип творца формируется в детском и подростковом возрасте, а этот период характеризуется, понятно, тотальной зависимостью.

Поместим зависимое существо в среду, которая в силу разных причин оказывается не слишком отзывчивой на его потребности. Детское сознание (иногда с помощью взрослых) делает вывод, что такой, какой он есть, он не может рассчитывать на то, что он хочет.

Вывод — сделать нечто такое, что повысит в глазах других его ценность. И вот тогда можно будет получить от других то, что хочется тебе. Там еще много разных нюансов, но в целом конструкция именно такая.

То есть творец творит, потому что верит — среда не удовлетворяет его желаний потому, что он недостаточно ценен. В действительности его ценность тут не при чем, это среда такая. Но он верит, что если он повысит свою ценность, создав нечто поражающее других, то тогда они «сами придут и сами все дадут».

Тем самым он становится заложником иллюзии, потому что эффективные способы взаимодействия с жадной или пустой средой совсем другие. Но он об этом не знает, и рано или поздно это доказательство себя через производство чего-то ценного становится главной жизненной целью.

И поскольку этот путь — единственное, что для него доступно, он готов ради этого пожертвовать своей жизнью, самим собой, только чтобы этот замысел реализовать. Одни мой клиент (технарь), блестяще назвал этот процесс термином «холостой круг». Внутри этого холостого круга настоящий творец живет и умирает. Или, что реже, меняется, но это уже другая история.

Это поможет нам понять, почему стартапер может вдруг сгенерировать сверхдоход. Потому что он, чаще всего, идет куда более сложным путем, чем большинство людей, необремененных необходимостью что-то там компенсировать. Ну а большая денюшка ведь в большинстве случаев и находится там, куда другие просто не пойдут или тупо не доходят. Куда доползут только те, у кого просто нет другого выхода.

Ну и конечно, помимо способности пройти трудный путь, творец еще обладает развитым интеллектом. Интеллект, это, кстати, тоже компенсационный механизм. Он, как правило, развивается в необходимости решать простые проблемы сложными путями. Потому что простые пути для данной конкретной личности, опять таки, недоступны.

Делец и Творец Фото с Shutterstock

Интеллект, например, отлично развивается в ответ на стремление предотвратить проблемы, которое возникает в ответ на страх с ними столкнуться. Простой человек решает проблемы по мере их поступления. Если же какая-то жизненная задача вызывает у человека особенно сильную тревогу, он будет делать все возможное, чтобы избежать ее появления в своей жизни.

Он вынужден просчитывать действия (свои и других людей) на много шагов вперед, что серьезно развивает аналитические способности. Это только один фактор из множества, но в целом принцип, я думаю, понятен. Таким образом, будучи лишенным возможности удовлетворять свои потребности простыми и короткими путями, то есть через взаимодействие с другими людьми, как это делает большинство, творец идет своим путем и при этом он еще, сцуко, умный.

Теперь самое интересное. Причин, благодаря чему стартап может стать успешным (примем за успешность бизнес-критерий — доходность) и причины, по которым столько стартапов проваливаются, растут из одного куста.

Вот вам типичные проблемы и их истоки

Многие стартаперы сильно воодушевлены на начальном этапе реализации проекта и «сдуваются» по мере его реализации. Говорят, что им становится скучно.

Вспомним, что еще десять лет назад «стартапером» называли не предпринимателя/разработчика в сфере информационных технологий, а человека, которому нравится запускать проекты, но не нравится их поддерживать. Рутины, они, видите ли, не любят.

На самом деле с точки зрения прагматики это бред. Именно в тот момент, когда ты можешь насладиться плодами своих трудов и начать состригать зелень с куста, ты вдруг теряешь к этому кусту интерес, и тебя тянет снова пойти долбить каменную почву, выбирать саженцы, лечить, растить, хотя ты сам утверждал, что твоя конечная цель именно зелень.

Причин этому несколько, перечислю несколько самых интересных

Главная мотивация творца — это вовсе не деньги, это — превосходство. Над другими людьми или над собой. Только превосходство в эмоциональной системе творца может помочь ему насытить это вот недостаточное ощущение собственной ценности.

Допустим наш будущий творец — это Петя, у которого есть друг Ваня. Ване родители купили айфон, а Пете нет. Петя тоже хочет и просит у родителей. Если родители в этот момент говорят: «Какой тебе айфон, ты плохо учишься», то в этот момент у Пети в голове складывается такая конструкция: «Я хуже, чем Ваня, поэтому у меня нет айфона. Вот если я буду лучше, чем Ваня, то у меня тоже все будет».

Понятное дело, что это ложный вывод. Айфона у Пети нет, потому что папа Пети тупо жмот, или во всех отношениях хороший человек, но вот с баблом не складывается или мама принципиальный противник гаджетов — да все, что угодно, только Петя тут не причем.

Но Петя об этом не знает и не узнает никогда (если только утомленный, в зрелом возрасте не придет к психологу), главное, к чему отныне будет стремиться Петя — это быть лучше Вани или быть лучше Пети.

Петя может начать стремиться к невообразимым достижениям в учебе (быть лучше самого себя) или может начать гнобить Ваню (быть лучше других), если Ваня это позволит, или подражать Ване, если Ваня может настучать в ответ. Отсюда у стартапера такая жажда уникальности и быстрая потеря интереса к отладке процесса, когда уже понято, что «оно» существует, то есть «Я — могу!».

Главная мотивация — мотивация повышения собственной ценности в собственных глазах уже насыщена (или потеряна надежда, что она будет насыщена), и что будет дальше уже не так интересно. Однако, наряду с тающей по мере успехов в реализации мотивации, может присутствовать и такой элемент как бесконечное внесение улучшений в продукт прежде, чем он будет кому-то показан.

Если вы искреннее недоумеваете, почему стартаперы бесконечно вносят улучшения в свой продукт вместо того, чтобы сделать на коленке прототип и обкатать его — вот вам ответ. Для творца его творение — это витруальное продолжение его личности.

Цель этого творения — показать личность в лучшем виде и добиться путем этого определенного отношения со стороны других. В этом случае результат как таковой, включая финансовый, является более слабым мотиватором по сравнению со страхом того, что творение не произведет должного сносшибательного эффекта.

В силу этих эффектов мотивация творца к деятельности по мере реализации проекта характеризуется серьезным нисходящим трендом. Она меняется от экстатического воодушевления вначале, к средней вялости, когда понятно, что это будет работать и до скатывания в минус вплоть до отвращения по мере приближения этапа вывода на рынок.

Как мы уже выяснили, творчество — это механизм, который компенсирует проблемы во взаимодействии творца с другими людьми.

Эти особенности его характера обязательно дают о себе знать, когда творец переходит из области оперирования неодушевленными материями к области взаимодействия с людьми. То есть когда ему нужно войти в роль руководителя проекта или в роль продвиженца продукта на рынок.

Не стоит путать проблемы во взаимодействии с коммуникативными компетенциями. Творец может быть как угрюмым мизантропом, так и добродушным балагуром, главное отличие творчества от управления и продаж это вектор взаимодействия.

Творчество — это скорее отдавать, чем брать. То есть ты сначала делаешь что-то ценное (отдаешь) и потом за это что-то ожидаешь (в рамках того, что дадут и насколько это оценят).

Продажи — это скорее брать, чем отдавать. Даже если ты предлагаешь людям что-то ценное, ты делаешь это без их личной просьбы (навязываешь) и берешь за это деньги, причем дороже, чем это в реальности стоит.

И чем дороже ты возьмешь за ту же ценность, и чем большее количество людей ты убедишь, что это им нужно — тем более классным продавцом ты являешься. Управление это тоже скорее брать, чем отдавать.

Хороший управленец это человек, который может промотивировать работников на больший вклад за меньшие деньги. Скромные вложения со стороны компании, большая отдача со стороны работника и если сотрудники еще при этом не разбежались — значит, бизнесом руководит реально крутой управленец. Если скатываться на уровень самых примитивных компетенций, то получается, что творчество — это удивлять, продажи — это дурить, а управление — это гнобить.

Конечно, не стоит забывать, что чем более конкурентной является среда, тем больше у людей выбора и тем меньше примитивные компетенции могут быть использованы для достижения целей в двух последних сферах.

Предпринимателям приходится учить сотрудников облизывать клиентов или устраивать корпоративные вечеринки, чтобы хоть как-то сгладить разницу между тем, что они вкладывают и что хотят получить взамен.

В конкурентной среде растет и стоимость творца, потому как его деятельность создает дополнительную позитивную ценность всему, к чему он прикасается, а люди это выбирают, когда могут выбирать.

Итак, подведем промежуточные итоги

Стартапер, который способен придумать нечто гениальное, на чем потом можно будет неплохо заработать, сможет это изобрести, но будет испытывать большие сложности с реализацией проекта и превращением его в доходный бизнес.

В самом лучшем из исходов толковые стартаперы стараются работать над собой, меняться и начинать принимать во внимание те аспекты деятельности, которые их на самом деле не интересуют.

Прежде всего, это управление людьми и генерация дохода. Они начинают убеждать себя и других в том, что и деньги, и рабочая сила их интересуют, но по сути это просто вынужденный компромисс.

Конечная цель остается прежней — реализация гениального замысла. Просто в какой-то момент здравомыслящий стартапер понимает, что она невозможна без того и без другого.

Деятельность меняет людей. Поэтому нередки случаи, когда в процессе реализации проекта стартапер настолько меняет модели своего поведения, что излечивается от своей патологии и превращается просто в толкового предпринимателя.

Для инвестора единственный способ не потерять свои деньги — это вложение не столько в идею, сколько в стартапера.

Все, что должно быть изобретено будет изобретено. История науки имеет много прецедентов, когда гениальные открытия повторялись разными учеными на разных концах земли независимо друг от друга, просто потому что для этого пришло время.

Прежде всего, среди стартаперов необходимо отсеять псевдостартаперов, которые на самом деле не обладают патологией творца. Эти люди просто хотят заработать, но из-за отсутствия этой патологии, вернее сильных ее следствий: сверхмотивированности и сверхглубины мыслительной деятельности они никогда не произведут нечто такое, что действительно изменит мир и принесет сверхдоход.

Проблема состоит в том, что именно с псевдостартаперами инвестору будет разговаривать проще всего. Они будут говорить на его языке — на языке прибыли, они будут выглядеть очень вменяемыми в том, что касается обсуждения реализации проекта.

Но они совершенно бесполезны для конечной цели. Для настоящего стартапера деньги не должны быть главной целью, это нормально, это надо принять и с этим надо научиться взаимодействовать. Более того, именно такого стартапера и надо искать.

Следующая ловушка, которая поджидает инвестора — это коммуникативные навыки стартапера. Чем более отзывчивым, а значит легким в общении и лояльным будет стартапер, тем выше вероятность что он, в конечном счете, не справится с реализацией проекта.

Это, скорее всего, будет подвид творца, который через реализацию своего замысла жаждет получения одобрения или, прямо скажем, любви. Он будет особенно плох и в управлении и в продажах, хотя с ним может быть очень приятно выпить и поговорить за жизнь.

Менее приятным для взаимодействия, но в конечном счете более эффективным будет стартапер, проблемы в отношениях с людьми у которого выливаются в презрение к ним, ведь оттуда недалеко и до способности помыкать и манипулировать, что делает творца на шаг ближе к предпринимателю.

Наилучшим же решением для инвестирования будет являться уже сложившаяся пара, в которой уже присутствуют «делец» и «творец». Инвестору не надо стремиться самому играть роль «дельца» в паре к стартаперу, это слишком трудозатратная роль, которая может поглотить все его время.

Сложившийся тандем, в которой один уже эксплуатирует жертвенность и таланты творца, но взамен этого терпит его ограничения и «возится» и с ним, выполняя для него по сути роль посредника в общении с реальным миром, даст наилучшие шансы для реализации замысла и рентабельности инвестиций.

Маленькая группка товарищей от 2 до 4 человек, в которой каждый дополняет друг друга не столько знаниями (область специализации это часто просто следствие характерологических черт), сколько психологическими компетенциями — идеальная база для создания стартапа, в который можно инвестировать.

В этом случае проект с большей вероятностью будет реализован. А за счет наличия творца в группе он с большей вероятностью будет эксклюзивным. Все, что надо будет делать инвестору в этом случае, это следить, чтобы его не надули. Но это как раз тот вид деятельности, который людям с деньгами привычен и хорошо понятен, и с которыми они обычно успешно справляются.

Не стоит забывать, что инвестор находится на другом конце психологической шкалы. Ему в жизни повезло немножко больше, нежели творцу. Поэтому и в генерации ресурсов инвестор много успешнее. Да-да, я не ошиблась со словом «повезло», потому что условия, в которых мы формируемся, мы не выбираем.

Именно поэтому инвестор никогда не будет идти сложным путем «холостого круга», каким идет стартапер. Поэтому инвестор и стартапер нужны друг другу, просто один должен быть прозорливее и мудрее другого. В данном случае это без вариантов инвестор.

Ведь в своей мотивации, которая одновременно и создает и разрушает проекты стартапер, он же творец, искренен, наивен и идеалистичен как ребенок. Поэтому предъявлять к нему претензии за провальный старпап и потерянные инвестиции смешно, обо всем это может и должен думать инвестор и чем раньше, тем лучше.

Что же касается стартаперов, которые преуспевают и сами превращаются в инвесторов? Это как раз тот прекрасный и редкий случай, когда деятельность меняет структуру личности.

Ценой проб, ошибок, работы над собой, преодоления сопротивления творец перерождается в предпринимателя и больше ничего не изобретает. Ну, кроме, пожалуй, новых способов преумножения капитала.

 

Автор: Виолетта Макеева

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.