Дерзкие хомячки: как ECO-стартапы завоевывают рынок Европы?

Дерзкие хомячки: как ECO-стартапы завоевывают рынок Европы?

Дарья Батухтина побывала на конференции EcoSummit в Германии, чтобы понять, насколько европейские стартапы, словно дерзкие хомячки, могут тягаться с гигантами рынка и строить прибыльные компании.

8 декабря 2012

Маленькой Европе, где подавляющая часть населения проживает в городах, давно стало ясно, что настоящему поколению необходимо научиться удовлетворять потребности без ущерба для возможностей будущих поколений (Доклад Комиссии Брундтланд, 1987, Норвегия).

Так появились идеи о sustainability (устойчивости), сфокусировавшие свое внимание на разработке инноваций в области ECO и smart cities.

Справка: Комисссия Брундтланд (BRUNDTLAND COMMISSION) — Международная (Мировая) комиссия по окружающей среде и развитию — независимая комиссия, председатель которой — Гро Харлем Брундтланд, министр окружающей среды, а затем премьер-министр Норвегии — была назначена генеральным секретарем ООН.

Комиссия работала с 1984 по 1987 г. и подготовила свой доклад в виде книги «Наше общее будущее», в основе которого положена концепция устойчивого развития для Европы (опубликована на русском языке московским издательством «Прогресс» в 1989 г. под научной редакцией С. Евтеева и Р. Перелета).

Мне стало интересно разобраться, чего достигла Европа за эти 25 лет, после составления актуальной концепции Комиссии Брундтланд. А заодно понять, насколько стартапы, словно дерзкие хомячки, могут здесь тягаться с гигантами рынка и строить прибыльные компании.

За этим я отправилась на одну из европейских конференций по eco-бизнесу, с четким фокусом на стартапы — EcoSummit в Германии. Мероприятие проходит два раза в год, весной в Берлине (более 500 участников) и осенью в Дюссельдорфе.

Помимо этого существует онлайн платформа, где доступны видео со всех конференций. Очень советую посмотреть на досуге! Надо сказать, что место, где проходил EcoSummit 2012 — город Нойс, рядом с Дюссельдорфом, было очень колоритное. Lagen Foundation, в первую очередь, отражает основы eco бизнеса и умение использовать природные ресурсы в совокупности с инновационными решениями.

Хотя найти место в полях было очень затруднительно и местный таксист путался с показаниями навигатора несколько раз на дороге посреди поля… Место было очень инновационным и экологичным, но очень холодным для девушки в платьице!

Не буду углубляться в детали мероприятия, поясню лишь, что под ECO здесь понимались разработки в cleantech, biotech и ecomobility… По мнению Жана-Мишеля Хесса, основателя EcoSummit: «Создание инновационных проектов для развития sustainable cities является одним из приоритетов в повестке многих государств Европы, а так же привлекает все большее внимание различных инвесторов.

Задумайтесь, к 2050 году нас станет 9 миллиардов на этой планете, из которых 6 миллиардов будут жить в черте городов. Поэтому возможно именно предприниматели, с их иным видением в решении проблем, драйвом и challenge способны определять наше общее завтра!»

Дерзкие хомячки: как ECO-стартапы завоевывают рынок Европы?

Я выделила для себя несколько ключевых моментов, а так же стартапов, запомнившихся мне на EcoSummit. Первый из них — ecomobility, о котором и пойдет речь в этой статье. Я планирую и дальше следить за этой сферой, так как вижу в России зачатки подобных инноваций и интерес инвесторов к этой теме.

Актуальной средой внедрения ECO-инноваций в этих областях является город по нескольким причинам:

  • Он как живой механизм нуждается в них более всего, так как именно его жизнь влияет на окружающую среду (иногда безвозвратно).
  • Именно в городе сосредоточены и максимально просто реализуются решения, на базе механизмов социализации, так как там существует наибольшая концентрация гаджетов, девайсов и образовательных элементов для пользователей.
  • Современный тренд share economy (ярко заигравший глобально после запуска сервиса Aibnb), поменявший жизненную философию европейцев, готовых к оптимизации цепочки: «стоимость предмета/услуги» — «ценность предмета/услуги», то есть платить меньше, а получать больше или зарабатывать на том, чем владеешь (если не используешь).
  • Большие города генерируют большое количество цифровой информации (big data): это делают сами пользователи (осознанно и неосознанно) или их девайсы. Тренд времени — это появления ряда социальных сервисов на стыке dig data и городских нужд. То, что не успевает или не может сделать городская администрация, стараются закрыть предприниматели, создавая независимые сервисы для решения насущных проблем горожан. К примеру, создание сети Yourpolis.

ПРОБЛЕМА

Признанный факт — загруженность мегаполисов большим количеством транспортных средств. И да, нелюбимые пробки — актуальная тема, как для жителей Европы, так и для москвичей.

Вы задумывались, например, что будет, если 12 миллионов жителей Москвы в силу ряда причин частью станут участниками/создателями социальной системы прогнозирования трафика/пробок? Такой проект уже пытался реализовать «Яндекс». Будет ли этот сервис дешевле, чем огромное количество камер и IT, применяющегося сегодня для решения проблемы? Сможет ли «Яндекс»/Google/стартап сделать решение задачи таким же увлекательным, как и публикация фоток в Instagram?

Установлено, что в среднем владелец автомобиля в Европе в мегаполисе (таком как Париж, например) пользуется им не более 2 часов в день, при этом тратя более 18 евро на обслуживание железного коня в сутки. Все это создает проблему под названием неэффективное использование средств передвижения, а так же ухудшение окружающей экологии. А отсюда и рождается новый тренд ecomobility, предполагающий появление целой серии стартапов с фокусом на решение этой проблемы.

РЕШЕНИЯ

Городские власти выделяют отдельную полосу для общественного транспорта, такси и велосипедов, внедряют интеллектуальные системы управления трафиком, строят дополнительные платные парковки (снижая возможность бросать машину где попало)…

Интересные проекты запускает, так же крупные корпорации, так как город своими решениями влияет на развитие их авто бизнеса. Например, DIAMLER AG вывел на рынок Европы проект под названием Car2Go — сервис по аренде smart электромобилей на улицах европейских городов.

В это время BMW совместно SIXT (одна из крупнейших компаний по аренде машин) запустили другую инициативу — Drive Now. Продвинутые гики пищат от радости: особой популярностью пользуются последние модели BMW, напичканные электроникой.

Дерзкие хомячки: как ECO-стартапы завоевывают рынок Европы?

Вместе с семьей я с удовольствием гоняла на такой по Берлину за покупками, в музей Постдама и обратно! С помощью мобильного приложения всегда легко определить, где находиться ближайшее авто, не нужно искать бесплатную стоянку (так как парковка включена в аренду машины)… Дешевле, чем такси. Удобнее и практичнее, чем собственная машина.

Cтартапы так же не заставили себя ждать: CarZapp и Ubitricity, Eight, Polarstern и StreetScooter, и многие другие последовали за трендом car sharing и ecomonility, предоставив пользователям решения для комфортного проживания в smart cities, ведь корпорации и городская администрация иногда слишком медлительны…

Мне удалось кратко пообщаться с одним из финалистов EcoSummit — Оливером Лунштенд, основателем CarZapp — сервисом по аренде собственного элетромобиля.

Оливер, каким образом вы собираетесь бороться с недоверием ваших клиентов, не готовых отдавать свое любимое авто в руки незнакомцев? Вдруг что-то случиться с техникой? Чужой ребенок заляпает сидение, например…

Сегодня активными клиентами нашего сервиса уже являются более 20 тысяч европейцев. Конечно, эта аудитория, которая не воспринимает машину, как свою жену или любовницу, которую не хочется делить ни с кем… Это скорей последователи share-economy, те, кто принял идею Airbnb как новый элемент социализации…

Как вам пришла идея с этим сервисом?

Я купил электро-машину, которой я пользовался всего несколько часов в неделю. Я задался вопросом, как можно сделать так, чтобы машина не простаивала попусту, а служила своим целям? Следом за концепцией нового бизнеса по car-sharing мы разработали и запатентовали ZappKit — устройство, позволяющее использовать машину без ключа зажигания.

А какой тренд в целом в ecomobility ты видишь?

Я думаю, что машины скоро станут частью общей транспортной системы. Для провайдеров и для пользователей будет выгоднее брать авто в аренду, чем просто покупать… Это будет как проехать на трамвае.

Как ты думаешь, почему венчурные фонды станут инвестировать в твой стартап и в эту индустрию в целом?

Потому что среда меняется… Большие корпорации ищут варианты инноваций для больших городов, где сейчас находиться основной потребитель. И потребителю нужно решение для мобильности передвижения. Например, сегодня на EcoSummit присутствует такой проект Flinc (делает мой друг Клаус) — сервис по поиску попутчика за путем социальных связей.

Я еду в поезде и мне нужно добраться от железнодорожной станции до дома. Общественным транспортом это 45 минут. Я кидаю сообщение в Flinc и через десять минут нахожу попутчика который едет в Дортмунд (это намного дальше, чем мне нужно). Он подбирает меня на станции и везет в течение 20 всего лишь минут.

Мы весело общаемся и приятно проводим время, я плачу за проезд как в автобусе. Такой сервис сейчас пользуется большой популярностью у корпоративных клиентов, получающих за счет него и социализацию сотрудников и бесплатный мобильное решение по доставке внутри компании.

Хочу отметить, что одним из актуальный вопросов, которые задавала аудитория предпринимателям на EcoSummit был: «Как вы можете стать прибыльными (успешными) в глазах инвесторов?» Ответ был прост, например, от основателя Volocopter (новая разработка для воздушного передвижения на электроэнергии): «Нам нужно выйти на массовый рынок, для нас это рынок спортивных соревнований.

Естественно мы показываем нашу стоимость по производству одной штуки продукта… Она снижается с каждым годом из-за появления нового типа батарей, чипов для управления и т. д." Кстати, этот Volocopter в стиле Джеймса Бонда вызвал жуткий восторг у аудитории, особенно сказав, что планирует выйти в массовое производство в Германии через 4 года. Вот бы в московские пробки такое устройство! :)

А ГДЕ ДЕНЬГИ?

С инвесторской точки зрения Алиоса Флатца, партнера одного из старейших венчурных фондов Европы — Zouk Capital, наличие стратегии в самом начале создания eco-стартапа (при этом выход на IPO — это маловероятный исход) во многом определяют успех, как бизнеса, так и вложений в него.

Поэтому стартапам инвестор советовал глубоко изучать корпоративный рынок, где всегда найдутся потенциальные покупатели вашей технологии, а венчурным фондам — работать в партнёрстве с корпорациями и исследовательскими центрами университетов и учреждений. Алиос говорит: «В Европе только в синергии возможен успех! У нас большой рынок, но он фрагментирован в ЕС, поэтому все теряют!»

Дерзкие хомячки: как ECO-стартапы завоевывают рынок Европы?

В видео-архивах EcoSummit я так же нашла мастер-класс от Джины Доманиг, управляющего партнера Emerald Technology Ventures — одного из инвестиционных пионеров cleantech в Европе. 10 лет назад Джина создала свой первый фонд и теперь делиться своими наблюдениями о развитии экосистемы за все это время, а так же полученными уроками.

Рынок ECO стартапов более рискованный, так как выпуск продукта на массовый рынок может занять здесь до 5 лет (это в случае удачной проверки идеи), в отличие от ICT, где через несколько лет инвесторы ожидают уже возврат инвестиций. Поэтому поднятие инвестиций здесь происходит поэтапно и роль государственных грантов, кредитов, бизнес ангелов очень важна.

Существует «AngelList» для eco стартапов — CleanTech Group i3, который помогает им в фандрайзинге на pre-seed и seed-раундах. По словам Жана-Мишеля у EcoSummit так же есть долгосрочная стратегия по созданию на базе их активностей инкубатора для стартапов, а так же базы данных в 2013–2014. Использование CleanTech Group i3 сервиса стоит участникам 5 тысяч долларов в год, поэтому EcoSummit собирается сделать базу открытой и доступной всем желающим.

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.