The Europas: Европейские стартапы не имеют глобальных амбиций
Главная цель владельцев европейских стартапов — в самом начале жизни проекта найти инвестора и быстренько продать бизнес, в то время как американские стартаперы стараются взрастить свое дело, чтобы продать за сумму, в разы превышающую потолок желаний своих европейских и российских коллег.
Николай Волчков. CEO первого в России онлайн-сервиса видеорезюме VCV.ru.
22 января в Берлине прошла очередная церемония вручения наград в области технологических стартапов The Europas, миссия которой — рассказать о лучших стартапах Европы.
Главное, что я понял после участия в этом мероприятии — европейские стартапы очень похожи на российские и совсем далеки от американских.
Главная цель их владельцев — в самом начале жизни проекта найти инвестора и быстренько продать бизнес, в то время как американские стартаперы стараются взрастить свое дело, чтобы продать за сумму, в разы превышающую потолок желаний своих европейских и российских коллег.
Эту истину я вынес из многочисленных бесед с участниками самого престижного в Европе конкурса стартапов — соискателями премии The Europas и seed-инвесторами. При этом, что удивительно, большая часть европейских предпринимателей, утверждают, что мыслят глобально, но предпочитают развивать сервисы локально — в своей стране или максимум в Европе.
И как только видят возможность продать молодую компанию за несколько сотен миллионов евро (а порой и дешевле), делают это, практически не раздумывая.
Количество стартапов во всей Европе уже давно сравнимо со Штатами. Однако сколько мы знаем компаний, выросших из стартапов в Европе, которые сейчас оцениваются в миллиард или миллиарды долларов?
Инвестор одного такого бывшего стартапа, а ныне одной из редких таких компаний-миллиардеров Adyen, известный seed-инвестор Крис Баудер соглашается со мной: "Мне интересно подтверждать на практике, что моя инвестиция была оправдана, поэтому если у меня есть возможность после капитализации моих активов в два и более раз выйти из дела и вложиться в новый проект, я с легкостью это делаю".
Такие «выходы» на локальном и собственно европейском рынке происходят часто, но при этом не могут даже близко сравниться с размером сделок в США.
Так зачем же стартаперам The Europas? Очевидно, премия в твоей области лишней никогда не будет и поможет выгоднее продаться. Что касается налаживания связей... Те, кто реально в этом заинтересован, эту возможность найдет всегда, даже когда из 1000 участников, примерно столько было в этом году на церемонии награждения премии, собственно инвесторов не более 5%. Остальные гости праздника — представители стартапов Европы, медиа- и PR-агентств и бизнес-ангелы.
Собираясь в Берлин, я внимательно изучил список участников, опубликованный на сайте премии. К сожалению, те, кого я увидел на площадке, оказались не столь интересными. Из всех гостей на самих стартаперов приходилось около 80% и еще 15% делили между собой PR-консультанты и медийщики.
Традиционно где-то треть всех приехавших — это англичане, еще столько же, что удивительно, — ирландцы, остальные — из самых разных стран Европы, плюс Индия и США. Почти половина участников — номинанты этого года в 35 номинациях, отобранные из более чем 1000 заявок авторитетным судейским жюри.
Что еще интересно, многие из номинантов были удивлены, увидев себя в шорт-листах, а потом со статуэтками, выполненными в форме стальных звезд, в руках с таким же удивлением признавались, что совсем не рассчитывали на победу.
Например, проект в области HR и рекрутинга, самой первой отраслевой номинаций The Europas, InternAvenue.com (британский сервис для поиска и публикации информации о стажировках) неожиданно для себя обошел своих более крупных конкурентов.
Из программных новинок этого года — введение региональных наград в 8 категориях, однако, судя по тому, как скомкано их вручили — без представления номинантов, путем перечисления сразу всех победителей — у меня сложилось впечатление, что это скорее конъюнктурное решение по расширению географии участников, чем реальная ценность для сообщества. Внимание публики принадлежало в основном «главным» наградам в основных номинациях.
Российские стартапы были представлены в нескольких категориях — кроме победы сервиса AlterGeo в региональной номинации, Grand Prixthe Europas также уедет в Россию — в офис гейминг-лаборатории ZeptoLab.
Что касается организации, все началось с задержкой и прошло быстро и незатейливо: спонсор номинации объявлял победителя после перечисления всех номинантов.
Так есть ли смысл участвовать в The Europas, если ты не номинирован и не делаешь много PR вокруг своей номинации? Однозначно да, особенно если вы любите общаться и умеете это делать. Нетворкинг за барной стойкой и обмен мнениями со стартаперами, инвесторами и журналистами со всего мира действительно может принести свои плоды в виде полезного контакта и опыта.
Поэтому все участники с удовольствием рассказывают о своих проектах, дают советы друг другу и делятся общими контактами, в общем, за 5 часов тусовки у бара те, кто захотел, собрал внушительную пачку визиток.
Я, к примеру, рассказывал о бизнес-модели сервиса видеорезюме VCV.ru, который представлял. Причем, делал это так, что многие собирались идти записывать свое видеорезюме уже следующим утром, да только я просил подождать — мы пока работаем только на российском рынке.
Если обобщить, то в целом по итогам поездки у меня остались такие впечатления: первое — это наша схожесть с европейскими стартапами в плане амбиций и желания быстро продаться инвестору; и второе — при всех недочетах организации The Europas и работы с аудиторией (недостаточное количество инвесторов на такое число стартаперов), участвовать в таких ивентах очень полезно.
Это позволяет не только завязать нужные знакомства, но и лучше разобраться в трендах рынка и, возможно, увидеть другой путь для развития своего бизнеса.
Комментировать