Фантастика – не для стартапера
Создавая стартап, стоит чётко отделять мифы от реалий. Несколько развенчанных практиками мифов предлагаем вниманию наших читателей.
Сегодня обедал с коллегой, у которого есть хороший опыт в профильном бизнесе, в котором он захотел создать IT-стартап. Вот некоторые мысли, которые возникли в результате разговора, а также мифы, которые с этим связаны:
На разработку IT-продукта нужно очень много времени
Коллега сказал мне, что на реализацию, на основе его опыта общения с программистом, понадобится год или больше. Я считаю это мифом, потому что разработка стартапа не может занимать столько времени в наших рыночных условиях. Естественным желанием любого программиста является затянуть разработку проекта на какой угодно долгий срок, что никак не совпадает с действительностью.
В действительности предпринимателю нужно как можно быстрее получить обратную связь от рынка, чтобы понять, тем ли он вообще занимается. Зачастую компании, в том числе достаточно большие, тратят на разработку продукта очень много времени и к своему удивлению обнаруживают, что их штука уже никому не нужна.
Мир слишком динамичен и изменчив, чтобы прощать вам подобные ошибки. Моя рекомендация: выбрать очень узкую задачу, которая решает эту проблему, и реализовать ее за 1-2 месяца. После этих двух месяцев вы должны её внедрить и продать, и только после этого двигаться дальше.
Найдём инвестора – и всё будет супер
Не верю во всемогущего дядю, который придёт – и всё у вас будет зашибись. Почему-то к инвесторам относятся, как к старшему брату, который больше знает и направит вас на путь истинный.
Но вы упускаете самое главное: как вы думаете, почему если инвестор такой умный, он сам не создает десятки и сотни проектов? Если, по вашему мнению, основная загвоздка создания успешных стартапов заключается в наличие денег, то по логике вещей у инвестора не должно быть с этим проблем и вообще, зачем ему вы тогда? Так вот – это миф.
Правда заключается в том, что любой инвестор, который заработал деньги, пытается эти деньги реинвестировать и заработать ещё больше. А ищет он новый стартап и человека только потому, что не знает, как именно заработать в текущий момент. Если этого не знаете и вы, то у вас очень большие проблемы.
Вы рискуете взять деньги и не оправдать надежд, что может привести к очень негативным последствиям, учитывая специфику российских ведения дел. Также нужно знать, что инвестиционные деньги даются не на улучшение вашего личного благосостояния, а на развитие бизнеса.
Также, получая чужие деньги, вы начинаете работать ради них, а не ради дела. Это большая тема, о которой я остановлюсь подробнее как-нибудь потом.
У текущих конкурентов всё сделано неудобно
Это также миф, потому что удобство и простота не могут являться вашим козырем на открытом рынке. Иначе говоря, вы можете утверждать, что у вас получится сделать удобнее и проще, если у вас есть большой опыт в данной компетенции, чтобы это утверждать.
Я знаю, к примеру, чуваков, которые в Майкрософте занимались глубокими базами данных, а потом на основании своих знаний сделали свою быструю базу данных, которая нужна рынку.
С другой стороны, не каждый продукт можно сделать простым и очевидным. Часто продукты делают слишком универсальными и многонастраиваемыми, и это сделано не просто так.
Если ваш продукт масштабируется и его клиенты имеют свою специфику, то вам просто не избавиться от большого количества настроек. А любая универсализация, как известно, приводит к усложнению интерфейсов.
Можно нанять аутсорсеров, которые всё сделают
Построят продажи, откроют точки сбыта, проведут рекламные кампании. Это бред и не работает. С чего вы взяли, что кто-то будет креативить ради увеличения вашего благосостояния? Максимум, что можно ожидать от аутсорсера с правом принятия решения, это реализация задачи для галочки.
Все без исключения федеральные компании строились от головы. В каждый филиал нужно вложить душу, в каждую точку продаж заглянуть лично и переделать то, что там сделано неправильно. Как вы думаете, почему Чичваркин ездил в каждый салон и ругался матом на управляющих? Такова действительность.
Если вы не придумаете, как продавать ваш продукт, то он так и не продастся. Это большая работа и не нужно её недооценивать.
Сделаем клёвую штуку, а потом подумаем, что с ней делать
Если нет конкретной задачи, которую решает ваш продукт, то у вас нет продукта. Показателем этого тезиса является наличие реальных клиентов, которые готовы вам заплатить за ваш продукт. Ничто другое не работает.
Приятные отзывы, дружеская поддержка – бред. Люди могут просто жалеть ваши чувства, называя откровенную лажу «перспективным продуктом». Они ведь не понимают, что благодаря их слабохарактерности вы потеряете сотни тысяч долларов на реализацию ненужной фигни.
Идите к вашей целевой аудитории, когда у вас не написано ни одной строчки кода и добейтесь от них подписанного гарантийного обязательства, по которому компания обязуется приобрести ваш продукт за указанную цену при наличии необходимого функционала. Не верьте обещаниям и надеждам. Если у вас это сделать не получается, то ищите другой продукт.
Не занимайтесь созданием ненужного функционала
Привыкните к тому, что программист может фантазировать сколько угодно. Но если вы пропустите все его идеи через свою бизнес-сущность, то можете обнаружить бредовые идеи, которыми никогда не будут пользоваться.
В моём случае коллега предлагал реализовать в продукте псевдоавторизацию в системе при помощи браслета на руке. Типа, каждый сотрудник сможет авторизовываться в системе при помощи этой штуки и экономить при этом время.
На слух идея может казаться потрясающей, но когда начинаешь её анализировать с точки зрения бизнеса, то понимаешь, что: во-первых, реализация окажется очень нетривиальной и может занять очень много времени; во-вторых, она решает незначительную проблему.
В данном случае, это решение проблемы запоминания кода доступа. Моя позиция в этом отношении однозначная: если твой сотрудник не может запомнить 4 цифры, то сразу же нужно пнуть его под мягкое место из компании. Не нужна никакая здесь автоматизация и тем более не нужны глупые сотрудники.
Перестаньте читать фантастические истории о фантастических проектах
Социальные сети для поваров, знакомства по телефонам, которые находятся рядом и т.д. Особенно, если вы хотите встроить это в бизнес. Зачем вам западная фантастика, если ещё очевидные вещи не сделаны?
Я понимаю, что на насыщенном рынке в какой-то момент времени может наступить кризис идей. Но Россия точно не та страна. Здесь существует бесконечное количество уже работающих ниш, которые можно автоматизировать.
Просто приходи в любое место и делай, исходя из современных тенденций. Создавай что угодно – рынок растёт и у тебя с очень большой вероятностью всё получится. Просто надо начинать делать, а не ходить по инвесторам и без конца базарить.
Народ насмотрелся на фейсбуки, но совсем не знает SalesForce, который независимо ни от чего, работал бы, потому что есть реальная потребность и за неё будут платить.
Фейсбук — это мечта, но с большей вероятностью вы можете сделать то, что нуждается в новом проекте рядом с вами. На мой взгляд, такой проект гораздо более перспективен с точки зрения успеха, чем поиск новых ниш, тем более что текущие ниши практически никем не заняты.
Комментировать