Больший риск для компании составляет не вход в сеть, потому что если ее клиенты там, то где же должна быть она. Риск составляет ее нахождение «за бортом».
«Интернет вещей – это маркетинговое понятие» - специалист Skolkovo об актуальных сферах применения IoT-технологий
29 сентября в Москве в World Trade Center пройдёт третья международная выставка-конференция передовых IoT-технологий «Интернет вещей». Про то, что собой представляет Интернет вещей и где можно применять инструменты данной отрасли, рассказал один из спикеров предстоящей конференции – эксперт Skolkovo Foundation Александр Ануфриенко.
29 августа 2016
Что такое Интернет вещей для вас: очередной этап развития Интернета, теоретическая концепция новой экономики или маркетинговый инструмент?
Открою секрет: Интернет вещей – это маркетинговое понятие. Это флаг, поднятый большими, средними и малыми компаниями, под которым все двинулись покорять рынок. Понятия «автоматизация» и «механизация» появились гораздо раньше. Но! Именно за последний год сопутствующие факторы – стоимость сенсоров и коммуникационных модулей, новые потребности рынка, новые аналитические подходы и возможности информационных систем – толкнули рынок вверх.
Какие возможности предоставляет Интернет вещей для глобальных гигантов индустрии и российских стартапов, с вашей точки зрения?
Перспективы огромные для всех участников! Мои слова основаны на фактах – то, как известные производители полупроводниковых решений бросились предоставлять комплексные сервисы в области IoT, говорит о том, что они видят для себя огромные возможности. Для гигантов индустрии – это диверсификация продуктов и услуг, для российских компаний – монетизация собственных идей в зависимости от компетенций как на отечественном, так и на зарубежном рынке. К слову, «Сколково» активно помогает в этом своим резидентам.
Где применим Интернет вещей сегодня, и как он повлияет на нашу повседневную жизнь в будущем?
Сегодня Интернет вещей пошел по двум направлениям: решение неотложных задач и эксперименты-пилоты (оценка эффективности, оптимизация и масштабирование). Важно разделять B2B- и B2С-сегменты. Для бизнеса одна задача – максимизация прибыли, в то время как для B2C-сегмента, помимо материальных факторов, важную роль играет удобство использования и повышение комфорта. Например, в сфере нефтяной промышленности одна зарубежная компания заменила дорогие и громоздкие радиорелейные линии связи на более простые и компактные решения. Скорость передачи данных незначительно снизилась, надежность осталась на должном уровне, эксплуатационные расходы снизились также. Срок окупаемости составил 2 месяца.
На повседневную жизнь это никак не влияет, это промышленный сектор. А если говорить о людях, то решения из сферы Healthcare помогут сделать процесс диагностики состояния здоровья более удобным и глубоким. В этом смысле активно живущий человек сэкономит себе массу времени, которое он сейчас тратит в ненужных очередях.
Как развивается Интернет вещей в различных сферах? (Можно привести несколько реализованных проектов для примера). Каковы плюсы и минусы внедрения таких проектов для промышленных предприятий и экономики?
Один из примеров я привел выше. Факт сегодня таков, что компании, нашедшие «золотую жилу», не стремятся её афишировать, а стараются заработать максимально. Если говорить о примерах «Сколково», то есть успешный кейс с «Русагро» по части снижения потерь сельхозпродукции с изготовлением устройств, адаптированных под чисто российские полевые условия (Лаборатория Q2). Есть компания «СИГНУМ» («Проминтернет»), которая проводит диагностику станков и транспортных систем в режиме реального времени, уменьшает количество простоев и предотвращает аварии. Компания DEUS снабжает крупные проекты по оснащению городов, производств и зданий системами интеллектуального освещения с очевидным экономическим эффектом. iRidium mobile совершает автоматизацию систем и визуализацию их работы и управления (внедрено в самом высоком здании в мире). Компания DATADVANCE разрабатывает систему аналитики, очень наукоемкое и интересное решение. К сожалению, не могу перечислить все решения, так как у нас уже более 100 компаний, работающих в сфере IoT, и практика промышленной кооперации, реализуемая в Российской ассоциации Интернета вещей (iot.sk.ru).
На каком этапе развития сегодня находится Интернет вещей в России и каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее?
Как я уже говорил, есть успешные российские примеры, есть опережающие идеи, которые мы тестируем и выводим на мировой рынок. Но есть очевидная проблема – IoT в целом зависит от аппаратной составляющей (сенсоры, коммуникационные модули), а стоимость привязана к доллару. У России нет современного полупроводникового производства, чтобы производить дёшево, качественно, много и быстро (именно все факторы важны в комплексе). Поэтому компании вынуждены подстраиваться под текущую ситуацию. Ключ к успеху в долгосрочном периоде – это высококонкурентное программно-аппаратное решение.
Согласитесь, выходить на китайский рынок с «Умными счетчиками», покупая при этом произведенные в Китае чипы и счетчики и не имея вменяемых конкурентных преимуществ, – глупо. Хотя некоторые так делают.
Кстати, инициативой Фонда «Сколково» является проект по созданию отечественного стандарта и протокола (стэка протоколов) для IoT, который будет более удобным и качественным, чем ZigBee или LoRa (именно в таком несравнимом диапазоне).
Александр Ануфриенко является ведущим экспертом Skolkovo Foundation по разработке радиоэлектронных систем и VoD/OTT-решений. Специалист имеет колоссальный опыт работы в области инжиниринга, маркетинга и развития бизнеса.
Международное мероприятие «Интернет вещей» пройдёт 29 сентября в конгресс-центре World Trade Center. На конференцию съедутся разработчики и специалисты крупнейших компаний, предлагающих передовые решения в сфере IoT, а также поставщики, бизнесмены, инвесторы и все, кто заинтересован в развитии данной отрасли.
Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте.
Комментировать