IPO компании Qiwi: много рисков, но для чего?

IPO компании Qiwi: много рисков, но для чего?

Система моментальных платежей Qiwi выходит на биржу. Однако для деятельности компании существует множество рисков, которые могут не лучшим образом сказаться на IPO.

10 апреля 2013

IPO компании Qiwi: много рисков, но для чего? Система моментальных платежей Qiwi планирует выход на IPO. Хотя компания уже подала заявку на размещение в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, точные ценовые параметры размещения Qiwi пока не известны.

Несколько источников сообщили, что предварительная оценка Qiwi может составить $0,8–1 млрд.

Впрочем, по мнению экспертов, компания может и не достичь этого уровня. Несмотря на то, что компании, работающие в российском сегменте электронной коммерции, представляют интерес для инвесторов, последние осознают риски работы на российском рынке. Причём, компания сама не скрывает существующие риски для инвесторов. Поэтому интерес к акциям Qiwi могут проявить в основном крупные портфельные покупатели.

Среди рисков деятельности Qiwi, озвученных инвесторам, основными являются высокая конкуренция со стороны банков и других платёжных систем, а также в целом нестабильная политическая ситуация в стране, которая негативно влияет на инвестиционный климат.

Кроме того, рисками для будущего роста Qiwi на российском рынке являются высокий уровень инфляции, низкий уровень доходов населения, преступность и коррупция в стране.

В заявке компании приведены её финансовые показатели. В 2012 году совокупная годовая выручка выросла на 9,2% — до 8,9 млрд. руб. Скорректированная чистая выручка Qiwi увеличилась на 28%, до показателя в 4,17 млрд. руб. При этом 2,845 млрд. руб. — это выручка от платёжных терминалов, а 1,24 млрд. руб. — выручка от моментальных платежей. Рост доходов от деятельности платёжных терминалов составил 14%, а рост доходов платёжной системы — 80%.

Показатели темпов роста доходов Qiwi от деятельности платёжных терминалов сравнительно невысоки. Компания смогла добиться роста по причине сокращения комиссионных, которые ей выплачивают её основные клиенты — мобильные операторы. Чаще всего именно такого рода платежи осуществляются с помощью платёжных терминалов.

К положительным моментам развития Qiwi является её успешная попытка выхода на рынок США — в январе этого года компания установила несколько терминалов в Нью-Йорке.

Хотя эту систему оплаты часто воспринимают как переходную, предшествующую полноценным электронным платёжным системам, платёжные терминалы активно используются во многих странах. Однако увеличение активности их использования ожидать вряд ли стоит.

Основным драйвером роста Qiwi является электронная платёжная система, доходы от деятельности которой выросли в 2012 году более чем в два раза по сравнению с 2011 годом. В развитых странах рынок электронных платёжных систем занят, в основном, банками и такими крупными компаниями, как PayPal. Поэтому прогнозы относительно дальнейших ростов показателей Qiwi не столь оптимистичны.

Компания PayPal пока не представлена на российском рынке, однако предпринимает шаги, направленные на освоение российского рынка. Так, недавно стало известно, что PayPal зарегистрировала свое российское представительство — ООО «Небанковскую кредитную организацию «ПэйПалРу». Qiwi на рынке электронных платежей также конкурирует с «Яндекс.Деньгами», Webmoney и рядом других компаний.

Qiwi пока остаётся лидером рынка моментальных платежей в России — компания контролировала в 2011 году 42% этого рынка, однако её доля в 2010 году составляла 43%.

Дополнительным риском для успешного IPO Qiwi может стать также и тот факт, что компания зарегистрирована на Кипре. Права акционеров Qiwi регулируются законами Кипра и налоговым соглашением между Россией и Кипром, которое может быть пересмотрено или отменено. В этом случае серьёзно изменятся налоговые обязательства Qiwi, что тоже негативно повлияет на бизнес компании и на её будущее первичное публичное размещение.

Кроме того, терминальный бизнес Qiwi серьезно зависит от крупнейших в стране мобильных операторов — выручка от платежей, проводимых в их пользу, в 2012 году составила 19% от общего объёма выручки компании, полученной от деятельности платёжных терминалов. В то же время мобильные операторы развивают собственные платёжные системы и Qiwi не может быть уверена в этой части своего будущего дохода.

Задача менеджмента компании — убедить инвесторов в том, что Qiwi готова к дальнейшей экспансии на новые рынки и в регионы, где банкоматы не особенно представлены. Кроме того, компания должна доказать свою способность выводить на рынок новые продукты, чтобы не зависеть от существующих.

В компанию Qiwi входят не только платёжный сервис Qiwi, система платежей Visa Qiwi Wallet, но и коммуникационная система «Qiwi реклама», «Киви-банк», производитель фискальной техники для платежных терминалов PAY Kiosk, организатор лотерей на терминалах «Лото интегратор». Напомним, что 21% в компании Qiwi принадлежит Mail.ru Group.

Выход Qiwi на IPO имеет большое значение для российского е-коммерс рынка в целом. На данный момент только две российские интернет-компании проходили процедуру первичного публичного размещения акций — это Mail.ru Group и «Яндекс». Если размещение Qiwi пройдет успешно, это может означать положительный сигнал для многих игроков рынка, которые пока только задумываются о выходе на биржу.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.