Как пережить провал стартапа
Чаще всего статьи о стартап-движении рассказывают о том, как достичь успеха. Сегодня мы предлагаем советы от «стартап-гуру» Стива Бланка, которые помогут пережить крах стартапа.
Чаще всего статьи о стартап-движении рассказывают о том, как достичь успеха. Сегодня мы предлагаем советы от «стартап-гуру» Стива Бланка (Steve Blank), которые помогут пережить крах стартапа.
Стив Бланк — создатель концепции развития потребителей (Customer development), эксперт инновационно-технологического бизнеса, серийный предприниматель. В 2010 году он попал в десятку самых влиятельных людей Кремниевой долины. В его бизнесы инвестировали Walt Disney и Sega.
Стив Бланк — основатель восьми стартапов в Кремниевой долине, практически каждый из которых затем был продан крупным компаниям. Он не останавливался на конкретной работе в одной сфере, его новые бизнес-проекты возникали в области информационных технологий (программное обеспечение и «железо»), военной отрасли и индустрии развлечений (компьютерные игры или мультфильмы). Практически все его стартап-проекты затем выходили на биржу NASDAQ.
Мы знаем Стива Бланка как успешного предпринимателя. Однако за ширмой успеха может прятаться и неудача.
Существует обильное количество советов учредителям, начинающим бизнесменам о том, как справиться с успехом стартапов. Однако мало кто говорит о том, как предпринимателям справиться с их неудачами и провалами. Неудача стартапа переживается его создателями в шесть этапов:
— Этап первый: шок и удивление
— Этап второй: отрицание
— Этап третий: гнев и обвинения
— Этап четвёртый: депрессия
— Этап пятый: осознание
— Этап шестой: поиск причин и новых путей
Стив Бланк при создании стартапа Rocket Science Games вместе с ним пережил все шесть этапов неудачи, обогативших его новым знанием и опытом.
Этап первый: шок и удивление
Компания смогла привлечь $35 млн. для финансирования стартапа и после 18 месяцев появилась на обложке журнала Wired. Пресса называла Rocket Science одной из самых популярных компаний в Силиконовой долине и предсказывала, что её игры будут отлично продаваться, потому что раскадровки и трейлеры к ним были захватывающими.
Ещё через 90 дней стало известно, что положение игр ужасно, их никто не покупает, а лучшие программисты начали покидать компанию. Коллектив из 120 человек таял с огромной скоростью и нехватка денег грозила близким концом. «Это не может случиться со мной» - думал Стив Бланк.
Этап второй: отрицание (это не моя вина)
Основатели компании сделали всё, что просили инвесторы — стартап привлёк финансирование и получил широкую огласку в прессе, нанял лучших специалистов, в соответствии с нашими планами.
Этап третий: гнев и обвинения (поиск «козла отпущения»)
Естественное желание — обвинить во всем соучредителя или бизнес-партнера. В список виноватых в неудаче компании могут попасть разработчики, сотрудники, отвечавшие за маркетинг и продажи, венчурные капиталисты, которые отказались дать больше денег для поддержки компании, партнёры, предоставившие не очень хорошие инструменты.
Этап четвёртый: депрессия
После осознания неизбежности и величины провала может наступить депрессия, многочасовой сон, потеря интереса ко всему, что связано с прошлым бизнесом.
Этап пятый: осознание — постепенное принятие своей роли в провале
Через несколько недель после ухода начинают приходить мысли о том, что можно было сделать, чтобы избежать провала.
Этап шестой: разобраться и изменить свое поведение
Это самая сложная часть. На этом этапе, обычно, владелец бизнеса перестает обвинять других и думает над тем, что он может изменить в себе так, чтобы следующий старт стал успешным.
Эпилог
При запуске своего следующего стартапа, пишет Стив Бланк, он избежал ошибок, которые привели Rocket Science к краху: «Мы создали команду из основателей, которые работали в тесном сотрудничестве. Когда мы создали масштабируемую компанию, мы наняли менеджмент, включая генерального директора, и вернули миллиарды долларов каждому из двух наших главных инвесторов».
Вот сводный список уроков, извлечённых из неудачи:
— Шесть этапов провала и искупления;
— Пытайтесь не застрять на этапах 2, 3 или 4 — двигайтесь вперёд;
— Не пропустите (не избегайте) этапа осознания своей роли в неудаче;
— Узнайте, что вы можете изменить в модели своего поведения для достижения успеха в следующий раз;
Комментировать