Как рассчитать себестоимость продукции
Задумывая любое производство, предприниматель хочет выставить на свой продукт справедливую цену. То есть, чтобы она не только покрывала издержки его изготовления и последующей реализации, но и приносила прибыль. И это естественное и понятное желание. В мире мало альтруистов, которые готовы производить что-либо исключительно на благо окружающих. Поэтому очень актуальным в такой ситуации будет вопрос, как рассчитать себестоимость продукции.
Экономическое обоснование
Сведущие в денежном деле экономисты выделяют два типа себестоимости продукта:
• Предельная (высчитывается для каждой единицы)
• Полная (общее число, которое получают из соотношения всех расходов на производстве к общему объему изготовленной продукции)
Для того, чтобы высчитать нужное число, использовать можно различные методики. Они отличаются подходом, типом разделения продукции и т.д.
• Нормативный. Методика, позволяющая рассчитать себестоимость заранее, на основе действующих на тот момент нормативов и норм. В процессе производства учитываются и регистрируются обнаруженные отклонения от расчетов. И уже с полученными данными определяется фактическая себестоимость товара.
• Показный. Продукция делится на виды, каждому из которых присваивается номер заказа. И все расчеты делаются уже по конкретному виду.
• Попередельный. Здесь продукция делится на группы по признаку однородности. Например, изготовленные из одних и тех же материалов, сырья, с одинаковым типом обработки и т.д.
• Подетальный. Расчет идет по каждой детали производимого продукта в отдельности. Стоимость целого товара определяется суммой стоимости всех его деталей.
• Подетально-операционный. Если деталь в процессе изготовления проходит через множество операций или длительную обработку, то расчет ведется исходя из затрат на все этапы производства.
Каждая методика имеет свои преимущества недостатки, а также сферу применения.
Себестоимость производства и реализации
Всю себестоимость продукта можно разделить на две основные части:
• Себестоимость производства
• Себестоимость реализации
Первая часть, естественно, включает в себя все затраты, которые были понесены на этапе изготовления товара. Сюда входят:
• Затраты на сырье и материалы
• Топливно-энергетические ресурсы
• Зарплата работникам
• Расходы на транспортировку
• Амортизация основных фондов, нематериальные активы
• Ремонт и содержание оборудования
• Прочие затраты
Реализация также имеет свои статьи расходов, без которых сложно обойтись:
• Рекламная кампания
• Упаковка продукта
• Логистика (доставка на склады, покупателя)
• Прочие расходы
Калькулирование затрат
Сегодня экономисты и предприниматели пользуются двумя основными способами расчета себестоимости:
• Direct costing (он же – маржинальный метод)
• Методика полного поглощения всех затрат
Второй способ обычно используется, когда нужно рассчитать рентабельность того или иного продукта. Он учитывает полную стоимость расходов для одной единицы.
Маржинальный метод, в свою очередь, состоит из двух частей:
• Затраты постоянные (не зависит от объемов производства: зарплата работникам, ремонт оборудования и т.д.)
• Затраты попеременные (зависит от объемов производства: логистика, материалы, сырье, транспортные расходы)
Отсюда будет ясно, как рассчитать калькуляцию себестоимости продукта.
Этот показатель зависит от:
• Ассортимента продукции
• Объемов выпуска
• Суммы постоянных затрат
• Уровня попеременных затрат на одну единицу товара
Расчет себестоимости продукта или услуги – один из основных показателей, на которые необходимо опираться перед началом производства. Именно он поможет определить, есть ли целесообразность в выпуске продукции, не выйдет ли конечная стоимость для потребителя слишком завышенной и т.д.
Комментировать