Как студенту создать стартап?
Начинающие предприниматели располагают большим количеством инструментов для создания потенциальной бизнес-империи.
Начинающие предприниматели располагают большим количеством инструментов для создания потенциальной бизнес-империи. Примеры Билла Гейтса, Марка Цукерберга, на постсоветском пространстве – Аяза Шабутдинова, вдохновляют сотни и тысячи студентов на поиск уникальных бизнес-идей.
В 2018 году было проведено масштабное исследование стартап-рынка России, показавшее:
- 47% основателей стартапов – молодые люди в возрасте до 30 лет.
- 70% предпринимателей ориентированы на внутренний рынок, 30% – стремятся создать международные проекты.
- В команде начинающих проектов трудятся до 10 человек.
Но у стартапа есть и негативная статистика: 64% опрошенных сталкиваются с различными трудностями, приводящими к закрытию предприятия. Основные проблемы: неработающая бизнес-идея, недостаточное финансирование, трудности с поиском инвесторов и специалистов. Как их решить и что делать тем, кто твердо намерен основать стартап?
Проверьте идею на доходность
Основная причина провала стартапов – недостаточно проработанная бизнес-идея. По собранным данным, начинающие предприниматели в России и странах СНГ предпочитают создавать маркетплейсы, финтех- и SaaS-проекты, потому что к ним легче привлечь инвесторов, в том числе из-за рубежа. Но это не значит, что идея должна быть ограничена инновационными компьютерными разработками. Вспомните Аяза: он решил вкладываться в хостелы, и это принесло ему успех.
Если у вас уже есть бизнес-идея, ответьте на вопрос: почему вы хотите заниматься этим направлением? Мотивация не должна упираться только в заработок. Чем больше вы увлечены идеей, тем легче привлечь инвесторов и собрать команду. К тому же, большинство стартапов начинают приносить хорошую прибыль только через год после запуска. Вашего внутреннего «запала» и увлеченности должно хватить, чтобы вы работали на проект минимум 365 дней.
Есть и другие рекомендации:
- Не скрывайте свою идею. Начинающие предприниматели часто опасаются, что их замысел будет реализован кем-то другим. Подобный риск существует, но если вы ни с кем не поделитесь задумкой, то не сможете приступить к ее реализации.
- Проведите финансовый анализ. Убедитесь, что ваш продукт будет интересен покупателям. Побеседуйте с представителями целевой аудитории, обрисуйте вашу задумку и узнайте, что они об этом думают. Возможно, аналогичный товар или услуга уже существует или не пользуется спросом.
- Подстраивайте идею под запросы клиентов. Скорее всего, в ходе разработки ваш первоначальный замысел претерпит значительные изменения. Это нормально, более того, это показывает, что вы адаптируете продукт к реалиям рынка.
Когда вы протестировали бизнес-идею и поверили в ее доходность, пришло время собрать стартовый капитал.
Привлеките инвесторов
Согласно статистике «Стартап-барометра 2018», всего 29% российских стартапов имеют привлеченные инвестиции, 71% развивается за счет внутреннего финансирования. Подобная ситуация ограничивает рост проектов, особенно если у предпринимателя нет стартового капитала. Поэтому второй шаг после финансового анализа бизнес-идеи – привлечение инвесторов.
В России и СНГ инвестирование стартапов не так развито, как в США и Европе, где крупные бизнес-ассоциации охотнее предоставляют средства «новичкам» и готовы к большим рискам. Но и на постсоветском пространстве начинающий бизнес может найти средства. Основных каналов привлечения денег два:
- Участие в тематических региональных конференциях. Их проводится достаточно много, главное – отслеживать мероприятия и быть готовым к презентации. Также заранее нужно определить бюджет: поездка потребует определенных расходов.
- Заявка на всероссийские конференции. Наиболее масштабную организует Сколково – это Startup Village, в которой принимают участие как российские предприниматели, так и проекты из СНГ.
Еще один способ найти инвестора – обратить внимание на такие ресурсы, как НАБА. Они объединяют предпринимателей, заинтересованных в выгодных и интересных вложениях. Также можно обратиться и к краудфандингу. В России наиболее авторитетные площадки для сбора «народных денег» – это Boomstarter, Planeta.ru, Kroogi.
Успех привлечения средств зависит не столько от выбранного канала поиска инвесторов, сколько от убедительности вашей презентации. Чем нагляднее вы обрисуете продукт и выгоду от его использования, тем выше вероятность вложений в стартап.
Создайте сильную маркетинговую стратегию
Эффективные продажи – вот что обеспечивает успех стартапа. Продумайте следующие шаги:
- Выбор говорящего домена. Проверить доменное имя на занятость можно на разных сервисах. Оптимально, если название проекта и домен совпадают – это упростит поиск вашей компании для потенциальных покупателей.
- Поиск актуальных каналов для раскрутки в интернете. Решите, что вы будете использовать: контекстную рекламу, социальные сети, канал на YouTube. На этом этапе начинайте SEO-оптимизацию сайта (если она еще не выполнена). На начальной стадии старайтесь минимизировать расходы на PR. Сделать это не так сложно, как кажется. Например, вы можете вручную провести оптимизацию портала, используя бесплатные инструменты. Один из них – Кластеризатор СЯ, разбивающий ключевые запросы на группы. Для этого достаточно выгрузить подготовленную базу ключевиков в онлайн-форму.
- Сотрудничество с региональными или всероссийскими СМИ. Традиционные каналы рекламы помогают в формировании узнаваемого бренда, а это важный шаг на пути к успеху. Выбирайте тематические и авторитетные издания. Если на первых порах данная ниша для вас закрыта, компенсируйте ее ведением блога и активным присутствием в социальных сетях. Начать можно с просмотра короткого видео.
Как создать свой блог https://www.youtube.com/watch?v=cZvH7-oxuC4&t=5s
Соберите команду профессионалов
Найти квалифицированных специалистов может быть так же трудно, как и привлечь инвесторов. Идеально, если вы начинаете стартап вместе с командой, которая так же воодушевлена идеей, как и вы. Но в действительности такое встречается редко.
Большинство начинающих предпринимателей стремятся задействовать фрилансеров. Найти их можно на различных биржах, например, на FL.ru.
Можно попробовать нанять штатных сотрудников, но такой вариант сопряжен с большими расходами и при ограниченном бюджете невыгоден. Постоянно рекламируя свой проект и рассказывая о нем как можно большему количеству людей, вы наверняка привлечете энтузиастов, которые захотят присоединиться к стартапу. Они могут стать хорошей движущей силой для начинающего бизнеса.
Выводы
Студенчество – один из лучших периодов для открытия стартапа. Главное, следовать простой инструкции:
- Проведите финансовый анализ для своей бизнес-идеи. Определите рынки сбыта, каналы продаж, целевую аудиторию и существующий спрос на конечный продукт.
- Привлеките инвесторов, посещая тематические конференции или участвуя во всероссийских мероприятиях. Подобные площадки помогают начинающим предпринимателям заявить о себе.
- Разработайте действенную маркетинговую стратегию и начните ее воплощать. Например, заведите YouTube-канал.
- Соберите вокруг себя команду увлеченных профессионалов. Возможно, это наиболее важный пункт для того, чтобы стартап прошел через все трудности и стал прибыльным бизнесом.
Автор статьи Анатолий Улитовский
Комментировать